По данным Роспотребнадзора, в России медотходы составляют 2% от всех твердых бытовых отходов, то есть это около 1 млн тонн медицинских отходов в год. Только в Москве за год образуется не менее 100 тысяч тонн опасных и особо опасных медицинских отходов, пишет "Газета GZT.ru".
Медотходы - это все, с чем контактировал больной: окровавленное белье, одноразовые шприцы, иглы, капельницы, катетеры, системы для взятия и переливания крови, скальпели, пеленки, перчатки, перевязочные материалы, просроченные лекарства. Стоит отметить, что в больничном мусоре содержание микроорганизмов в 1 тысячу раз больше, чем в бытовом, так что медотходы представляют большую опасность из-за содержания в них токсичных химических веществ, патогенных бактерий и вирусов, включая туберкулез, чуму, сибирскую язву, и гепатиты. Кроме того, наличие в отходах лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) болезнетворных организмов - одна из причин внутрибольничных инфекций (ВБИ).
Почти во всех мегаполисах возникает более десяти несанкционированных захоронений медотходов. Подрядные организации, занятые вывозом и уничтожением отходов (к примеру, так информирует на своем сайте компания "Экосервис прим"), указывают, что эти цифры занижены по меньшей мере в два-три раза. Средний рост образования медотходов на протяжении последних 10-15 лет составил 3-4% в год.
В конце минувшей недели Экспертный клуб промышленности и энергетики при поддержке Минпромторга провел заседание, посвященное анализу структуры и объёмов медотходов, а также методам и эффективности их уничтожения. Собрание постановило, что система сбора, удаления, переработки и обезвреживания медицинских отходов в России в настоящее время несовершенна, и при этом количество медицинских отходов имеет тенденцию к интенсивному росту.
Нормативы образования медицинских отходов:
- стационарные ЛПУ - от 1,1 до 1,3 кг на койку в сутки;
- поликлиники - 145 грамм на одно посещение;
- санатории и пансионаты - 460 грамм на койку в сутки;
- аптеки - 130 грамм в сутки при плотности запасов 110 кг на м куб.
"Каждый выживает как может, - рассказала госпитальный эпидемиолог Эндокринологического научного центра Наталия Пучкина. - В теории существуют и современные технологии, и специальные непрокалываемые пакеты, на практике же в региональной больнице стоит корыто с хлоркой и пластиковая бутылка для сбора игл. Это - отечественные реалии".
Главная проблема утилизации - все упирается в ресурсы
Существует масса оборудования, предназначенного для переработки медицинских отходов: дробильные установки (при этом минимум персонала контактирует с отходами), СВЧ-установки, комплексы для сжигания. В Москве цена на вывоз медицинских отходов из ЛПУ составляет более 1 тысячи рублей за 1 контейнер. Обычно после каждой хирургической операции остается до 3,5 кг окровавленных материалов, которые гораздо проще и дешевле залить хлорным раствором, а потом вывезти на городской полигон. Мало того, что опасны сами отходы - ядовитый хлор выделяется в почву и в атмосферу.
По мнению руководителя Экспертного клуба промышленности и энергетики Георгия Афанасьева, проблему может решить вмешательство крупных бизнес-игроков, чьи интересы затрагиваются при любом изменении правил работы с медотходами - "обсуждение проблемы без их участия будет неполным, а решение - и вовсе невозможным".
В результате, Экспертный клуб утвердил разработку долгосрочной стратегии - Форсайт - по решению проблемы уничтожения медицинских отходов. "Для этого требуется знать их классификацию и нормы на одного пациента, выбрать технологии, - отметил Афанасьев. - Это будет многолетняя программа на период до 2015 года".