Никаких подарков, никаких свиданий – в российских тюрьмах по воскресеньям посещения не предусмотрены. В воскресенье Михаил Ходорковский отметил свой 42-й день рождения в компании лишь своих сокамерников.
"Особых мер" не принималось, сообщила Федеральная служба исполнения наказаний. Также не было сделано никаких новых послаблений, так как условия заключения и без того "нормальные". Однако Ходорковскому и его сокамерникам было разрешено несколько дольше смотреть телевизор. Генрих Падва, глава адвокатской команды Ходорковского, в этот понедельник собирается навестить своего клиента в тюрьме. Подарки, как говорит Падва, не разрешены, а алкогольные напитки строго запрещены, пишет издание.
В воскресенье в центре Москвы у памятника Маяковскому сторонники Ходорковского, которого уже 8% россиян могут представить себе своим президентом, читали в честь знаменитого узника стихи. Во второй половине дня члены движения "Объединенный гражданский фронт" и группы "Совесть" устроили перед тюрьмой пикет.
Они протестовали против "произвола суда", допущенного в отношении обвиняемых Ходорковского и Лебедева, сказал руководитель "Объединенного гражданского фронта", экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Процесс, инспирированный Кремлем, еще не завершен, поэтому демократическая оппозиция имеет "слабую надежду" на то, что справедливость еще восторжествует, сказал Каспаров.
Мать Ходорковского рассказала о сыне
В мае сыну Марины Филипповны Ходорковской, Михаилу Ходорковскому, который еще недавно являлся самым богатым человеком в России, вынесли приговор – 9 лет лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Мать вспоминает детские годы Михаила и говорит, что он всегда отличался решительностью и упорством, пишет Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
В интервью газете мать Ходорковского рассказала следующее: "И я, и его отец много времени проводили на работе, и Миша был часто предоставлен сам себе. Он очень рано стал принимать самостоятельные решения. Когда ему было 13 лет, он решил начать углубленно заниматься математикой и записался на специальные курсы, занятия на которых продолжались два года, по вечерам. Затем он увлекся химией и поступил в вечернюю школу при химическом институте. Он принял все эти решения сам", - вспоминает Марина Филипповна.
"Когда он захотел научиться хорошо плавать, он записался в секцию плавания. Он не хотел стать спортсменом, он просто решил научиться плаванию. Затем он увлекся борьбой и записался в секцию борьбы. Так все и было: когда мы приходили домой, он сообщал нам, что сегодня принял то или иное решение. Однажды он поразил меня своими словами: "Я не поеду в пионерский лагерь. Там очень скучно, все время одно и то же". Я спросила его: "Миша, а чем же, в таком случае, ты собираешься заниматься?" "Помоги мне найти работу", – сказал он".
Михаил Ходорковский нашел работу и два лета подряд работал в булочной.
Его начальник рассказал Марине Ходорковской забавную историю. Однажды он услышал шум возле магазина – два человека кричали друг на друга и не стеснялись в выражениях.
Оказалось, Михаил отказывался принимать лоток с хлебом у водителя хлебного фургона. Возле магазина всегда были стаи голубей, и в тот раз водитель не позаботился о том, чтобы уберечь хлеб от птиц.
"Я выбежал из магазина, - рассказал начальник, - Миша говорил: "Я не возьму этот лоток, потому что на нем птичий помет. Мне в магазине такой хлеб не нужен". "Ты с ума сошел!" – закричал водитель. "Я это не возьму", – повторял Миша. Они чуть не подрались.
Единственное разногласие между родителями и Ходорковским возникло, когда он в 20 лет решил жениться.
"Мы не могли согласиться с этим решением. К сожалению, он нас не послушал. Его жена не была плохой женщиной, хотя, разумеется, позже их жизненные пути разошлись. Мы все еще поддерживаем хорошие отношения. Тогда мы спросили его: "Миша, на что вы собираетесь жить?" Он работал дворником, а по ночам подрабатывал на хлебозаводе. Они не хотели принимать от нас никакой помощи", - рассказала Марина Ходорковская.
"Наверное, он никогда не мог вообразить, что окажется в тюрьме. Но сегодня, после двух лет, проведенных в тюрьме, он в бодром расположении духа. Он не жалуется на плохие условия, правда, сетует, что в камере душно. Ему тяжело переносить духоту и нехватку солнечного света. Но дух его так силен, что он еще всех нас поддерживает", - говорит мать Ходорковского.
"Он всегда очень опрятен. Каждый раз во время судебного заседания я осматривала его с головы до ног и видела, что его ногти пострижены, он аккуратно причесан, и на нем чистые носки", - описывает Марина Ходорковская.
"Когда судья объявила приговор, я не испытала шока – я была готова, что приговор будет таким. В последнее время я стала пессимистом. Я надеюсь только на помощь мирового сообщества, так как здесь (в России) надеяться не на что", - считает Марина Филипповна.