"Первое изменение будет связано с открытостью принятия любых решений, связанных с приоритетом и тематикой исследований", - заявил Ливанов на совместном заседании Общественного совета и Совета по науке при Минобрнауки, его цитирует ИТАР-ТАСС.
Во-вторых, по словам министра, в работу в сфере науки "будут активно вовлекаться лучшие ученые, несмотря на то, есть у них какие-то формальные статусы или нет". "Именно они будут отвечать за создание новых научных организаций и заниматься разработкой инструментов финансирования", - заявил Ливанов. По его словам, важно создать новую кадровую модель, чтобы работа в науке была привлекательной для самых талантливых выпускников: "Пока такая система не будет создана, из нее будет происходить вымывание лучших умов".
- Ученые принесли в приемную президента две коробки с подписями против реформы
Что касается изменений при проведении оценки исследований, то по словам министра, будет проводиться внешняя оценка исследований на уровне лабораторий и научных групп.
Касательно последствий претворения планов по реформированию РАН у той части научного сообщества, что негативно восприняла данную инициативу, имеются на данный момент два основных вопроса. Первое, что волнует ученых, это перераспределение функций между Академией и вновь создаваемым Агентством, которому будут переданы функции по управлению имуществом РАН. Исследователи опасаются, что управленцы (непрофессионалы в научной сфере) в этой связи начнут оказывать воздействие на ученых, самостоятельно определять приоритеты в направлениях исследований и, возможно, невольно нанесут российской науке серьезный ущерб.
Ливанов попытался успокоить ученых. "Внутри новой системы институтов нужно обеспечить максимально полное самоуправление научного сообщества - но при условии, что оно будет осуществляться действительно силами активно работающих ученых", - заявил министр. Что касается "решений, которые связаны с аутсорсингом каких-то несвойственных научной организации функций, юридической и экономической деятельностью", то они, отметил Ливанов, должны приниматься в рамках будущего Агентства.
О распределении полномочий и сокращениях
Второй момент, всерьез беспокоящий оппонентов реформы, это вероятность кадровых и структурных чисток. Ученые опасаются, что те самые управленцы начнут урезать объемы финансирования неприоритетным, по их мнению, направлениям, что приведет к сворачиванию исследований и сокращению штатов научных сотрудников.
В ближайшие годы науке не следует опасаться массовых сокращений штатов или финансирования, заверил Ливанов. "Объемы финансирования останутся в том виде, в котором они сейчас определены и на этот год, и на ближайшие годы. Кадровая система останется и т.д. Поэтому, мне кажется, не должно быть оснований считать, что в какой-то момент прекратится финансирование или начнется массовое сокращение работающих. Этого не произойдет. И решения, связанные с введением в действие новых механизмов управления и финансирования, будут приниматься всегда с отлагательным периодом", - пообещал министр, добавив, что "впереди большой и сложный переходный период".
О научном сенате
В ходе совместного заседания общественного совета и совета по науке при Минобрнауки председатель последнего, академик Алексей Хохлов, сделал предложение сформировать рабочий орган по взаимодействию между научным сообществом и Агентством. Чтобы разграничить полномочия между учеными и администраторами "в федеральном органе должен быть научно-координационный совет всемирно известных ученых", приводит слова академика "Интерфакс".
Этот совет предлагается назвать "сенатом", как это принято в немецком Обществе Макса Планка. Четверть состава этого органа назначается президентом РАН, еще четверть избирается в институтах, а оставшаяся половина избирается общим собранием РАН, причем из этой половины 25% должны работать вне РАН, в том числе и за границей.
О ранжировании, зарплатах и выборах
Хохлов представил и инициативу, касающуюся ранжирования членов РАН. Научную реформу в стране следует начать "с аудита институтов, лабораторий и сотрудников", заявил он. Нужно, по его мнению, выявить лидеров мирового уровня и присвоить им специальный статус постоянного сотрудника РАН. Эти авторитетные ученые будут создавать вокруг себя работоспособные "ядра".
Кроме постоянных сотрудников, в каждом институте должны быть сотрудники, занятые по временным бюджетным контрактам на 3-5 лет, и еще сотрудники, работающие по грантам, госконтрактам, хозяйственным договорам. При этом "зарплата постоянного сотрудника должна быть в несколько раз выше средней", подчеркнул академик: "Пусть он на гранты и другие средства нанимает молодых ученых".
Для директоров, заведующих лабораториями и постоянных сотрудников предлагается установить возрастной потолок в 70 лет с переходом в научные консультанты также на хорошую зарплату. Процедура выборов директора института, предложенная Хохловым и рабочей группой совета по нацуке, начинается с объявления открытого конкурса. Затем кандидатуры проходят через тайное рейтинговое голосование на ученом совете, утверждение президиумом академии и советом по науке и, наконец, тайное голосование в "сенате".
Предлагаемая система, как рассказал Алексей Хохлов, больше всего напоминает французскую систему CNRS, авторы которой после Второй мировой войны ориентировались на Академию наук СССР.
Глава Минобрнауки поблагодарил членов министерского совета за данные предложения. "Для нас очень важно, что появился документ, который в интегрированном виде собрал разные мнения, высказанные выдающимися учеными, входящими в состав нашего совета по науке, - сказал Ливанов. - Сейчас мы рассматриваем этот документ как свою собственную повестку на те действия, которые мы будем совершать в ближайшем будущем".