Законопроект о реформе Российской академией наук, в среду одобренный Советом Федерации, есть компромисс, путем долгих и непростых переговоров достигнутый чиновниками и учеными
Moscow-Live.ru
Законопроект о реформе Российской академией наук, в среду одобренный Советом Федерации, есть компромисс, путем долгих и непростых переговоров достигнутый чиновниками и учеными. Такое мнение высказал президент РАН Владимир Фортов, комментируя итог голосования в верхней палате парламента. Правда, не все коллеги-академики и простые научные сотрудники с ним согласны и продолжают настаивать на своем видении ситуации: реформа в нынешнем виде убьет российскую науку. Тем временем на этом поле научно-бюрократической битвы появился третий игрок.

"Этот закон рождался в больших муках, - цитирует ИТАР-ТАСС Фортова, побеседовавшего с журналистами в Совфеде. - Он затрагивает самые принципиальные основы развития науки, и прохождение этого закона было эмоциональным и нервным. Сегодня мы видим, что закон вышел на финишную прямую".

Как отметил глава РАН, в процессе работы над законопроектом - в течение трех месяцев его обсуждения в правительстве и парламенте - те принципиальные пункты, на которых настаивала Академия наук, "нашли свое отражение". "Достигнут прогресс, - отметил Фортов. - Сегодня это уже другой закон, с другими приоритетами и нормами". "У Академии наук были серьезные претензии к первому варианту закона".

- Главой агентства по управлению имуществом РАН может стать Сергей Степашин
- Генпрокуратура грозит РАН уголовными делами
- Опрос NEWSru.com: "Реформа Академии наук"

Фортов при этом признал, что как "не было четкой грани" между собственно научным и административно-хозяйственным руководством будущей обновленной Академии, так ее, по сути, пока и не появилось - такой вывод можно сделать из заявления главы РАН.

"Все будет зависеть от того, кто будет главой этого агентства", - цитирует Фортова "Интерфакс". Он подчеркнул, что Академия наук продолжает настаивать на том, чтобы ученые принимали активное участие в любых процессах, связанных с судьбой института: "Мы проповедуем такую логику, что научное руководство должно оставаться в руках профессионалов, а вопросы организационные, имущество должны и могут предоставляться специальному агентству". "Но хуже нет, когда функции разделены, когда у одного дела есть два хозяина", - добавил Фортов.

Однако он отметил, что после реформы институты в любом случае ожидают перемены - в ближайшем будущем будет проведена оценка эффективности деятельности различных подразделений Академии. Пока, по словам президента РАН, работая над законом вместе с представителями правительства, он "не видел еще ни одной цифры, касающейся возможного сокращения или слияния институтов".

Президент РАН предупредил, что таких сложностей со временем будет еще больше. Однако, по мнению Фортова, чрезвычайно полезным решением Совфеда является создание комиссии, которая будет осуществлять мониторинг практического применения закона, "и по тем вопросам, которые покажутся проблемными, ее решения могли бы носить характер законодательных инициатив".

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов по данному вопросу дал в среду следующее заверение: ключевые решения о судьбе академических институтов после вступления в силу закона будут приниматься исключительно в тесном контакте с научным сообществом. "Предполагается, что все ключевые решения по созданию новых институтов по реорганизации и тем более по их ликвидации будут приниматься только в результате достаточно детальной научной экспертизы", - сказал министр. Он отметил, что эти вопросы остаются в ведении создаваемого агентства по делам научных институтов РАН, однако положением об агентстве будет закреплено право ученых участвовать в решении судьбы академических институтов.

"Лучше бы его не было"

Один из ярых критиков законопроекта - нобелевский лауреат, вице-президент РАН Жорес Алферов - не изменил свою позицию относительно предлагаемой реформы. "Моя позиция по поводу этого закона не изменилась абсолютно: этот закон не нужен и вреден для российской науки. Я еще до сих пор надеюсь, что президент его не подпишет. Но я буду работать по новому закону, потому что российская наука должна продолжать функционировать", - сказал Алферов "Интерфаксу".

"Конечно, закон для нас оскорбителен, весь процесс его появления, его рассмотрения, все то, что происходило в Думе, включая выступления членов правительства, - ученые с этим не согласны. Очень у многих он здоровье подорвал! Лучше бы его не было. Но мы законопослушные люди и будем работать", - заключил академик.

Генпрокуратура сравнила РАН с "Оборонсервисом"

Наблюдатели тем временем отмечают, что и без того непростая ситуация в скором времени может стать еще более запутанной. В этом противостоянии есть еще и третий игрок - Генеральная прокуратура, отмечает "Дождь" и указывает на информацию из ведомства, поступившую в среду аккурат к моменту голосования по законопроекту в Совфеде.

По результатам масштабной проверки, проведенной Генеральной прокуратурой в РАН, не исключено возбуждение уголовных дел, в среду сообщили "Интерфаксу" источники, знакомые с ситуацией. "Выявленные в ходе проверки нарушения закона, в частности, факты нецелевого использования федерального имущества на сотни миллионов рублей, могут стать основанием для уголовного расследования", - сказал один из собеседников агентства.

По его словам, в Генпрокуратуре ожидают окончательных результатов рассмотрения внесенных прокурорских представлений об устранении выявленных нарушений, которые предусматривают наказание виновных лиц и возмещение нанесенного ущерба. "У адресатов этих представлений по закону есть месячный срок для реагирования. После анализа соответствующих мер по устранению нарушений закона будет принято решение о направлении материалов проверки в следственные органы для возбуждения уголовных дел", - отметил источник.

Другой собеседник агентства подтвердил, что имеется информация о фактах злоупотреблений и махинаций по типу громкого "дела "Оборонсервиса" - реализации госимущества по значительно заниженным ценам, сомнительных операциях с недвижимостью, в результате которых государству нанесен ущерб, превышающий 1,5 миллиарда рублей. "Только по нашумевшему эпизоду по квартирам в элитном доме на улице Косыгина в Москве установлено, что жилье было реализовано на 1,3 миллиарда рублей ниже рыночной стоимости, чем был причинен значительный ущерб казне", - подчеркнул источник "Интерфакса". По его словам, все эти факты подробно изложены в информационной справке, направленной руководству страны и РАН.

Президент РАН подтвердил факт получения документов из прокуратуры. "Прокуратура кончила вести следственные действия и написала нам представление, - заявил Фортов "Дождю". - Мы в течение месяца должны разработать план устранения недостатков, затем обсудить это с представителями прокуратуры и начать действовать. Конечно, право прокуратуры части дела, если они считают их масштабными, передать в Следственный комитет. Но пока мы на эту тему не говорили".