Между тем мать скончавшегося в СИЗО юриста Наталья Магнитская обратилась в Следственный комитет России с заявлением, в котором утверждает: у нее есть доказательства того, что ее сына убили. Женщина требует возбудить уголовное дело в отношении генпрокурора России Юрия Чайки.
Что касается обвиняемых Кратова и Литвиновой, то, по словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, они находятся на стационарном лечении в государственных медучреждениях, "что препятствует их участию в следственных и иных процессуальных действиях".
- Юристам Hermitage угрожали фразами из "Крестного отца"
"Следствием проверяется обоснованность госпитализации экс-замначальника СИЗО "Бутырка" по лечебно-диагностической работе Дмитрия Кратова и его бывшей подчиненной - врача Ларисы Литвиновой. Кроме того, проверяются обстоятельства выявления заболеваний и их тяжесть", - заявил Маркин.
Ларисе Литвиновой ранее было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а Дмитрию Кратову - в халатности.
"В ходе расследования установлено, что лечащий врач Магнитского Лариса Литвинова при его лечении не диагностировала основные заболевания, приведшие к смерти Магнитского", - сказал тогда Владимир Маркин, добавив: "Не исключено, что к уголовной ответственности при наличии оснований будут привлечены и другие должностные лица, в независимости от постов которые они занимали и занимают в настоящее время".
Срок предварительного следствия по этому делу продлен до 24 ноября 2011 года.
Наталья Магнитская: моего сына убили, есть доказательства
26 сентября адвокат Николай Горохов подал в СК РФ заявление Натальи Магнитской, в котором она требует возбуждения уголовного дела по факту умышленного убийства ее сына против Генерального прокурора Юрия Чайки, ряда чиновников МВД, ФСБ, ФСИН и 11 судей, говорится в сообщении пресс-службы Hermitage.
В заявлении приводятся новые факты и документы, по мнению заявительницы, свидетельствующие об умышленном применении физического насилия в отношении юриста и его убийстве в следственном изоляторе. Полную версию заявления (формат .pdf) публикует "Новая газета".
"За более полутора лет, прошедших с момента гибели моего сына, из различных источников <…> мне стали доступными данные, свидетельствующие о совершении преступления против моего сына, а именно о том, что его смерть наступила вследствие умышленных насильственных действий. Признаками, объективно свидетельствующими о совершении данного преступления, являются следующие данные:
1. В течение всего срока содержания под стражей Магнитский С.Л. подвергался пыткам с целью заставить его отказаться от ранее данных им показаний против сотрудников правоохранительных и налоговых органов, причастных, по его мнению, к хищению 5,4 миллиарда рублей из бюджета РФ.
2. За месяц до смерти Магнитский С.Л. сделал новое заявление, изобличающее сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших расследование его уголовного дела, в тяжких преступлениях.
3. Непосредственно перед смертью Магнитского С.Л. адвокатам Hermitage Capital поступали угрозы, определенно свидетельствующие о готовности совершить убийство.
4. После смерти на теле Магнитского С.Л. были обнаружены следы применения к нему насилия перед смертью.
5. Должностные лица администрации ФБУ ИЗ 77/1 УФСИН России по Москве, давшие показания о последних часах жизни Магнитского С.Л., были изобличены во лжи", - написала Наталья Магнитская в заявлении к главе СК РФ Александру Бастрыкину.
По ее словам, "факт применения физического насилия и убийства Сергея Магнитского подтверждается обнаруженными на его теле следами побоев, в том числе повреждений костяшек пальцев обеих рук, множественных глубоких ссадин и кровоподтеков, колотой раны в области языка и зафиксированным в акте о смерти подозрением на черепно-мозговую травму".
Наталья Магнитская отмечает, что в заключениях судебно-медицинских экспертиз имеются данные, косвенно свидетельствующие о том, что перед смертью ее сын пережил асфиксию (удушение). "Имеются свидетельские показания врача скорой помощи о том, что при осмотре тела Магнитского было зафиксировано непроизвольное мочеиспускание перед смертью, что является одним из типичных признаков удушения. Совершенно очевидно, что после смерти Магнитский был переодет в чистое белье, о чем свидетельствует молекулярно-генетическая экспертиза <…>, а также факт несовпадения описания положения тела на месте происшествия с фотографиями с места происшествия", - заявила мать юриста.
"Факт убийства также подтверждается результатами доследственной проверки, проведенной, как выясняется, в первые дни после его гибели, но о которых стало известно только сейчас", - говорится в обращении. Через три дня после гибели Магнитского, 19 ноября 2009 года, следственные органы Преображенского района Москвы, по утверждению Hermitage, собрали сведения, "указывающие на признаки произошедшего убийства", в связи с чем был составлен соответствующий рапорт о возбуждении уголовного дела по ст. 105 УК РФ - "Умышленное убийство" (рапорт в формате .pdf).
В чем, по мнению Магнитской, виноват Юрий Чайка
В заявлении Натальи Магнитской раскрывается роль высокопоставленных чиновников Генпрокуратуры, МВД и ФСИН в организации преследования Сергея Магнитского и его гибели, изложенная с точки зрения матери юриста и адвокатов, отмечает BFM. Генпрокурор Юрий Чайка и остальные должностные лица называются соучастниками в организации незаконного ареста, истязаний и лишения жизни Магнитского.
Так, "из-за преступной халатности или в связи с личной заинтересованностью" генпрокурор Чайка и начальник Следственного комитета при МВД РФ Александр Аничин "отказали либо оставили без должного рассмотрения" адресованные на их имя жалобы, ходатайства и заявления Магнитского и его адвокатов "о грубейших нарушениях его прав".
В документе говорится, что при соучастии высших должностных лиц государственных ведомств, в том числе замначальника СК при МВД Олега Логунова, а также замруководителей ФСИН РФ Владимира Семенюка и Эдуарда Петрухина якобы был санкционирован перевод Магнитского между следственными изоляторами "с целью оказания на него дальнейшего физического и психологического давления".
Кроме того, в заявлении рассказывается о решениях федеральных судей Тверского суда Москвы - постановления о заключении Магнитского под стражу, продление срока содержания - и судей кассационной и надзорной инстанций Московского городского суда, которые оставили в силе решения коллег, не дали оценку "неправовым решениям".
Также в документе перечисляются имена чиновников правоохранительных и судебных органов, "причастных в той или иной степени к незаконному аресту, пыткам и убийству Сергея Магнитского".
Юристам Hermitage угрожали фразами из "Крестного отца"
После того, как 13 октября 2009 года Сергей Магнитский сделал заявление о новых преступлениях сотрудников налоговых и правоохранительных органов, а адвокаты Hermitage Capital направили это заявление в СКР, в адрес защитников Магнитского стали поступать угрозы. "Эти угрозы поступали на мобильный телефон, зарегистрированный на имя Hermitage Capital", - отмечает Наталья Магнитская.
23 октября 2009 года в 20:38 поступило текстовое сообщение следующего содержания: "Что страшней… не знаю, смерть… или тюрьма. И.Л. Кучин. Избранное".
24 октября 2009 года в 10:12: "Он идет… в такую тьму… в Соликамскую тюрьму".
8 ноября 2009 года в 12:03: "Если история чему-нибудь и учит, то только тому, что убить можно кого угодно. Майкл Карлеоне".
16 ноября 2009 года Сергей Магнитский был обнаружен мертвым в камере следственного изолятора, но текстовые сообщения продолжали поступать и после его смерти. 18 ноября 2009 года в 07:58: "В СИЗО помер юрист в рамках одного интересного уголовного дела. Знаковое событие. Заказные статейки не помогут. Экстрадиция и т.д.".
"Поступление угроз в адрес юристов Hermitage Capital свидетельствует о том, что смерть Магнитского С.Л. могла быть спланирована и явилась результатом умышленных действий лиц, заинтересованных в том, чтобы Магнитский С.Л. прекратил давать показания", - считает мать юриста.
Напомним, ранее Наталья Магнитская обращалась с заявлением к генпрокурору РФ Юрию Чайке и начальнику следственного департамента МВД Валерию Кожокарю, в котором отмечала, что отказывается идти на допросы к следователям. "Я откровенно заявляю, что я боюсь этих следователей. Я им не просто не доверяю, а именно - боюсь", - написала Магнитская, добавив, что считает безнравственным решение правоохранительных органов возобновить расследование в отношении Магнитского по делу об уклонении от уплаты налогов.