"В понедельник, примерно в 21:50, Сергей Магнитский скончался в больнице СИЗО. Предварительная причина смерти - острая сердечно-сосудистая недостаточность", - отметила Дудукина.
Чиновница подчеркнула при этом, что в уголовном деле не было ни одной жалобы от юриста на состояние здоровья. А в минувшую пятницу обвиняемый присутствовал на суде, который рассматривал вопрос, связанный с мерой пресечения в отношении него.
- Но со здоровьем у Магнитского было плохо: он жаловался
- Суть обвинения Магнитскому: устраивал на работу неграмотных инвалидов
Обстоятельства подозрительны
Как сообщает сайт Infox со ссылкой на фонд Hermitage, первой о смерти 37−летнего Сергея Магнитского утром во вторник узнала мать юриста инвестиционного фонда, которая пришла в Бутырскую тюрьму с передачей. "В Бутырской тюрьме ей сказали, что Сергей переведен в "Матросскую тишину", - рассказывают в компании. - Она поехала туда, и в окошке для передач ей сказали, что сыну больше передача не нужна".
В свою очередь адвокаты Магнитского рассказали, что заметили неладное еще в понедельник днем, когда должны были встретиться с Магнитским в Бутырской тюрьме. На свидание с адвокатами его не привели, сославшись на медицинские показания. Во встрече с врачом Бутырской тюрьмы следователи отказали. По словам юристов, следователи Олейник и Сильченко также наотрез отказались предоставить адвокатам отчет о состоянии здоровья обвиняемого.
Уже во вторник выяснилось, что Сергей Магнитский вечером 16 ноября умер в Бутырской тюрьме, а затем его тело перевезли в морг тюремной больницы изолятора "Матросская тишина".
Со здоровьем у Магнитского было плохо: он жаловался
По словам представителей компании, у Сергея Магнитского все же были жалобы на здоровье. У него нашли камни в желчном пузыре и холецистит. При этом в Бутырской тюрьме он находился в тяжелых условиях: в камере площадью 8 кв м вместе с ним содержались еще двое арестованных, не было туалета, окон и горячей воды.
По словам заключенного Магнитского, в июне 2009 года на медосбледовании у него нашли камни в желчном пузыре и воспаление поджелудочной железы. "Мне поставили диагноз каликулезный холецистит, - писал он в своей в своей жалобе. - Врач "Матросской тишины" направил на обследование и сказал, что надо оперировать. До заключения под стражу этих заболеваний и их симптомов у меня не было".
"Когда в конце июня 2009 года из Матросской тишины я перевелся в Бутырскую тюрьму, я два месяца добивался приема врача, - рассказывал заключенный. - Камеры очень тесные, в них не было горячей воды. Я раза три просился в душ, чтобы помыться, но попал туда лишь однажды. Ни телевизоров, ни холодильников в камерах не было. Одну из камер затапливало канализационной водой, но начальство тюрьмы долго ничего с этим не делало. В сентябре этого года мы с сокамерником попали в камеру без стекол с пустыми рамами, остеклили нашу камеру только через десять дней после подачи жалобы, когда мы уже простудились. Письма, которые мне писали родственники из другого города, шли четыре дня по почте, по тюрьме – 25 дней. Такое ограничение в общении с членами моей семьи для меня было невыносимо".
"Я жаловался на условия содержания, но даже на половину своих жалоб не получил ответа. Мои жалобы игнорировали, а после того, как я пожаловался в УФСИН на условия моего содержания, условия моего пребывания в тюрьме только ухудшились, причем весьма значительно" - писал Сергей Магнитский 20 сентября этого года.
По версии следствия, Сергей Магнитский содействовал в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере инвестиционному фонду Hermitage Capital, который до недавнего времени являлся одним из крупнейших зарубежных инвестфондов на российском рынке. Аналогичное обвинение, но заочно, было предъявлено и проживающему в Лондоне главе фонда Уильяму Браудеру.
Управляющий партнер Firestone Duncan Сергей Магнитский находился под арестом около года. Его адвокат Дмитрий Харитонов рассказывал, что обвинение Магнитскому занимает более 30 страниц и требует подробного изучения. Допрос Сергея Магнитского в качестве обвиняемого собирались провести позднее.
Суть обвинения Магнитскому: устраивал на работу неграмотных инвалидов
По данным следствия, Сергей Магнитский в 2002 году "по предварительному сговору с рядом лиц уклонился от уплаты налогов с организаций ООО "Дальняя степь" и ООО "Сатурн Инвестментс", включив в налоговые декларации заведомо ложные сведения о наличии в штате организации не менее 50% инвалидов".
В целях незаконного снижения платежей по налогу на прибыль в два раза предприниматель, по данным СК, лично участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении налоговой отчетности обоих ООО, подыскал в Элисте (Калмыкия) несколько инвалидов.
"Он предложил им за единовременное вознаграждение устроиться на работу в данные коммерческие организации, не выполняя при этом никаких функций и не получая официальной зарплаты", - говорилось в сообщении пресс-службы комитета. Получив документы от псевдоработников, большинство из которых даже не имело полного среднего образования, Магнитский оформил их на работу в "Дальнюю степь" и "Сатурн Инвестментс" на должности финансовых аналитиков. "О том, кто является их работодателем, где располагаются офисы компаний и в чем заключается их работа, "аналитики" не знали", - отмечалось в документе.
В Hermitage заявления СК назвали "не основанными на фактах".
"Компании "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс" принадлежали фонду Hermitage, которым управлял банк HSBC. Сергей Магнитский был налоговым и юридическим консультантом фонда Hermitage. Он не выполнял никаких административных обязанностей в компаниях "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс" и никогда не подписывал от имени этих компаний никаких налоговых документов, включая налоговые декларации. Арест Сергея Магнитского является незаконным. Уголовное дело в отношении него возбуждено безосновательно", - говорилось в распространенном ранее заявлении Hermitage.
Hermitage отрицает обвинения в неправомерном получении льгот своими компаниями. "В компаниях с 1998 г. по 2004 г. работали инвалиды, количество которых составляло более 50% среднесписочной численности работников. Все инвалиды были приняты на работу в компании "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс" в строгом соответствии с требованиями российского трудового законодательства, имели надлежащим образом оформленные трудовые договора, получали официальную зарплату, с которой начислялись и уплачивались все необходимые налоговые платежи, платежи в пенсионный и иные фонды, регулярно отчитывались о проделываемой ими работе. Заявление следствия о том, что инвалиды не работали в компаниях "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс" и не получали заработной платы, как и все другие заявления, являются ложными и провокационными", - говорилось в заявлении.
Кроме того, Hermitage утверждает, что обе компании неоднократно проходили выездные налоговые проверки, а правомерность использования налоговой льготы изучало МВД Калмыкии.
"У нас есть основания полагать, что обвинения следствия основаны только лишь на показаниях инвалидов, которых вынудили оговорить Сергея Магнитского. Имеющиеся в наличии документы опровергают эти показания", - говорилось в документе. По мнению Hermitage, арест является ответом на жалобы фонда по поводу хищения подконтрольных ему компаний.
Речь идет о компаниях "Рилэнд", "Прафенион" и "Махаон". Как утверждают в Hermitage и банке HSBC, эти компании были украдены у них, а затем использованы организованной преступной группой для хищения 5,4 млрд рублей из бюджета РФ (через возврат ранее уплаченных налогов).
Основателем компании Hermitage Capital в 1996 году стал Уильям Браудер. Компания получила известность вследствие активной игры на российском фондовом рынке, а также из-за многочисленных конфликтов с ведущими отечественными компаниями по различным вопросам корпоративного управления.
В ноябре 2005 года Браудеру было отказано во въезде на территорию РФ без официального объявления причин. Вскоре фонд столкнулся с новыми проблемами: российское МВД заявило о возбуждении уголовного дела по факту неуплаты налогов в размере 1,145 млрд рублей компанией "Камея", на 100% принадлежащей кипрскому офшору, бенефициаром которого является клиент Hermitage.
Браудер называл налоговые претензии сфабрикованными. "Мы верим, что единственной целью этого является дискредитация Hermitage и меня, чтобы не было возможности восстановить мою визу", - говорил, в частности, он, комментируя претензии к "Камее".