Судья Сергей Максимкин вынес решение: газета обязана опровергнуть напечатанную в статье информацию, которую суд признал не соответствующей действительности и порочащей честь, достоинство и деловую репутацию истцов.
Кроме того, по решению суда двум офицерам ОМОНа, упомянутым в статье, должны выплатить компенсацию морального вреда в размере одного минимального размера оплаты труда (4330 рублей). По одному МРОТ должен заплатить издательский дом в целом, а также каждый из авторов: Илья Барабанов и Никита Аронов.
При этом иск ГУВД и командира одного из батальонов Сергея Евтикова были удовлетворены частично, то есть суд обязал разместить опровержение только части оспариваемых высказываний. Иск заместителя командира батальона Александра Иванова был удовлетворен полностью.
Ранее суд допросил ряд бывших и действующих сотрудников ОМОНа, которые заявили, что изложенная в статье информация не соответствует действительности.
В ходе прений представитель ГУВД просил удовлетворить иск полностью, настаивая на том, что в судебном разбирательстве подтвердилась ложность опубликованной информации. В свою очередь один из авторов Илья Барабанов просил отклонить иск. Он настаивал, что свидетели истцов являются их непосредственными подчиненными, а двое бывших бойцов ОМОНа, давших показания, уже вернулись на работу в ГУВД. По его словам, он намерен добиваться их привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний, поскольку в суде они отрицали, что сообщили ему спорные факты.
Журналисты будут обжаловать приговор
"Мы не только будем обжаловать, но мы и подадим иск против Сергея Тарана за лжесвидетельство", - сказала "Интерфаксу" главный редактор издания Евгения Альбац.
По ее словам, речь идет об одном из сотрудников ОМОНа, который давал интервью для журнала, а затем изъявил желание выступить в суде, но сказал, что не помнит, о чем беседовал с журналистами.
"Мы тех, кто себя не называл, не называли. Это один из тех, кто приходил в редакцию и давал интервью. У нас есть фотографии. Он на заседании суда все опроверг", - сказала Альбац.
Альбац сообщила, что полностью удовлетворен иск того сотрудника ОМОНа, о котором в статье говорилось, что он поставлял проституток. "Все остальные заявления - что-то удовлетворили, а большую часть - нет", - добавила главред. "Мне звонила адвокат, сказала, что мы большую часть выиграли", - отметила она.
После подачи кассационной жалобы решение первой инстанции будет считаться не вступившим в законную силу до рассмотрения жалобы Московским городским судом. Приговор может быть обжалован в течение 10 дней.
В свою очередь заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД Москвы, командир московского ОМОНа Вячеслав Хаустов, комментируя решение Пресненского суда Москвы, сказал: "Я верил в то, что победа будет за нами. Хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто поддерживал нас в трудную минуту".
Между тем, в четверг на заседании суда дал показания активист оппозиционного движения "Солидарность" Илья Яшин, который подтвердил некоторые изложенные в оспариваемой статье факты. В частности, он заявил, что, по имеющимся у него данным, сотрудники милиции, в том числе ОМОНа, имеют приказ на задержание лидеров оппозиции на различных публичных акциях. "Я видел фотографию в автозаке Эдуарда Лимонова с пометкой "Задерживать в первую очередь", - отметил Яшин. Он был вызван на заседание по просьбе заместителя главного редактора журнала Ильи Барабанова. Свое ходатайство Барабанов обосновал тем, что, по словам оппозиционера, в ходе приватных бесед с милиционерами после задержаний Яшину неоднократно давали понять, что его задерживали по приказу.
Напомним, в статье "Рабы ОМОНа", напечатанной в еженедельнике 1 февраля 2010 года, были приведены жалобы бойцов 2-го батальона ОМОНа на нарушения со стороны начальства и невыносимые условия работы - по 10-15 дней подряд, по 20 часов в день без обеда. В публикации говорилось также, что руководство батальона под угрозой лишения премии требует от каждого бойца выполнить план - задержать за смену трех человек.
Кроме того, с ссылкой на рассказы самих бойцов говорилось, что их нанимают для охраны коттеджей на Рублевке и офисов, используют для охраны бизнесменов и преступных авторитетов, а также чтобы "крышевать" проституток. По данным издания, свои претензии омоновцы изложили в письме на имя руководства страны.
После этого командование московского ОМОНа заявило о намерении подать на журнал в суд за распространение недостоверной информации, утверждая при этом, что ряд сотрудников, на которых была ссылка, давно уволены из органов, а другие не были в редакции.
При этом некоторые омоновцы отказались от своих слов, заявив, что их подписи под изложенными скандальными фактами были подделаны. Редакция журнала в свою очередь объявила, что омоновцы отреклись от своих слов под давлением, и опубликовала на эту тему статью под заголовком "Как ломали бойцов ОМОНа".
Позднее начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев заявил, что факты, изложенные в статье, были тщательно проверены и не нашли подтверждений. Управлением дознания ГУВД Москвы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ (клевета). Столичное ГУВД и двое бывших омоновцев обратились в суд с исками о защите чести и достоинства к журналу The New Times в связи со скандальной статьей.
В апреле в редакцию The News Times для выемки документов пришли следователи ГУВД, но не изъяли в итоге никаких материалов. Главный редактор журнала Евгения Альбац тогда же подала в суд кассационную жалобу, однако Мосгорсуд признал законным решение о проведении выемки документов в редакции.
В начале сентября в редакцию журнала The New Times снова пришли - на этот раз сотрудники уголовного розыска, чтобы провести следственные действия в связи с публикацией в издании материала "Рабы ОМОНа", утверждал тогда автор статьи Илья Барабанов. По его словам, милиционеры заявили сотрудникам редакции, что на основании решения суда им должна быть представлена запись интервью с бывшими и действующими сотрудниками ОМОНа, которая легла в основу нашумевшей публикации.
Между тем, Барабанов стал лауреатом американской премии имени Питера Маклера, которой награждаются журналисты, борющиеся за смелое и этичное освещение новостей в странах, где свобода прессы либо не гарантируется, либо не признается. В редакции издания предположили, что премию присудили именно за статью "Рабы ОМОНа".