"В России не осталось никого из совета директоров ЮКОСа", - сообщил в среду источник, знакомый с ситуацией внутри этой компании. По его словам, руководители ЮКОСа сегодня управляют компанией из-за рубежа. Так, на этой неделе в Лондоне прошло заседание совета директоров.
Ранее председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко говорил о том, что иностранцы намерены выйти из совета директоров компании. "Они устали от этого бардака, от той вендетты, которая идет со стороны государства. Из 11 членов совета директоров ЮКОСа - семеро иностранцев", - напомнил Геращенко в интервью изданию "Газета".
Брюс Мизамор, финансовый директор ЮКОСа и гражданин США, уехал в Лондон. Он заявил, что "не намерен жертвовать своей жизнью во имя чьих-то политических интересов", и сказал, что не вернется в Россию до тех пор, пока не будет иметь гарантии свободы и безопасности.
В среду Мизамора вызывали на допрос в Генеральную прокуратуру, но он не явился туда, так как в это время был "в деловой поездке". "Я с удовольствием поговорил бы с ними, если бы они действительно хотели получить ответы на свои вопросы, а не преследовали другие цели", - заявил финансовый директор ЮКОСа. Он заявил, что получил информацию о том, что его свобода "может оказаться под угрозой".
По словам Мизамора, правоохранительные органы провели обыск в офисе председателя правления компании ЮКОС Стивена Тиди, который в настоящее время также находится в Лондоне.
Остается неясным, вернется ли кто-либо из руководителей ЮКОСа в Россию или нет.
На прошлой неделе правительство приняло решение о принудительной продаже крупнейшего дочернего предприятия ЮКОСа, компании "Юганскнефтегаз", объявив стартовой цену всего в 8,6 млрд долларов, что составляет лишь половину минимальной рыночной стоимости этой компании. Несмотря на это, менеджмент ЮКОСа решил не начинать процедуру банкротства своей компании.
До настоящего времени в центре внимания прокуратуры были преимущественно акционеры ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, которые находятся в тюрьме и в отношении которых продолжаются судебные слушания по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Люди, близкие к ЮКОСу, считают, что преследование правоохранительными органами менеджеров этой компании парализует ее работу. Из Лондона невозможно осуществлять эффективное руководство компанией, которая находится в России, считает Алексей Кандауров, бывший генерал КГБ, который до прошлого года руководил аналитическим отделом ЮКОСа.
В последние 10 дней прокуратура арестовала одного менеджера среднего звена компании ЮКОС и выдала ордера на арест еще двух менеджеров. Есть намерение арестовать Дмитрия Гололобова, юриста ЮКОСа, который находится в Лондоне.
"Почти каждый день в офисах и домах сотрудников ЮКОСа проводятся обыски. В компании царит атмосфера страха", - сообщил источник, близкий к ЮКОСу.
На этом фоне произошло снижение курса акций российских компаний на лондонской фондовой бирже.
Нежелание руководителей ЮКОСа возвращаться в Москву можно понять
В другой статье The Financial Times говорится, что после тех методов, которые правоохранительные органы применяли по отношению к ЮКОСу, можно понять и простить нежелание руководителей этой компании возвращаться из Лондона в Москву. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)
Существует тенденция считать "дело ЮКОСа" единичным случаем. Президент Владимир Путин заверял инвесторов в том, что им нечего опасаться преследования, подобного тому, которому подвергается владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. Кроме того, растущая российская экономика является слишком лакомым куском для многих инвесторов.
На самом деле, ситуация намного хуже. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов сообщил в октябре в интервью Financial Times, что экономический рост и рыночные реформы в стране находятся под угрозой. Если бы не благоприятные внешние факторы, одним из которых является рост цен на нефть, то сегодня Россия испытывала бы экономический спад, а не рост экономики с показателями около 7%, как происходило на протяжении прошлого года.
Использование Кремлем судебной системы для расправы с ЮКОСом нужно рассматривать во взаимосвязи с приостановлением либеральных реформ в России. Путин знает о том, что сильное государство нуждается в сильной экономике, и считает, что этого можно добиться, усилив контроль государства над бизнесом. Он глубоко ошибается, и последствия этих ошибок придется пожинать после падения цен на нефть, которое рано или поздно произойдет.
Berliner Zeitung: запугивают даже родственников
Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер из германской либеральной "Свободной демократической партии" разоблачает произвол в деле ЮКОСа. Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер в Берлине перечисляла серьезные нарушения в так называемом "деле ЮКОСа", которое сейчас идет в Москве. Об этом в четверг пишет немецкая газета Berliner Zeitung. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)
Тяжело больному обвиняемому Платону Лебедеву вот уже больше года отказывают в медицинской помощи независимых врачей. В офисах адвокатов обвиняемого Михаила Ходорковского многократно проводились обыски, произвольно конфисковались документы и начинались процедуры отзыва адвокатских лицензий. Перед школой, где учатся дети Ходорковского, снова и снова появляются вооруженные до зубов спецназовцы, дабы запугать семью обвиняемого, отмечает издание.
Совет Европы поручил бывшему министру юстиции Германии Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер вести наблюдение за делом в отношении некогда самых богатых граждан России. Ее вывод: принципы правового государства и европейская конвенция по правам человека нарушаются постоянно.
"В отношении ни одного другого российского концерна не действовали и не действуют подобным образом, - говорится в ее докладе, обращенном к Совету Европы. - Действия в отношении ЮКОСа, Ходорковского и других - это пример избирательных, основанных на произволе действий, которые нарушают право на равенство перед законом".
В конечном счете, убедилась политик в ходе многократных встреч в Москве, речь идет не о налоговых недоимках, а об ослаблении заявленных политических оппонентов и запугивании других богатых граждан. К тому же, по ее словам, правительство стремится "вернуть себе контроль над стратегически важными секторами экономики". У Лойтхойзер-Шнарренбергер нет сомнений, что в деле ЮКОСа различные государственные органы действуют сообща. О независимости судов в любом случае говорить не приходится.
Никак не согласуется с общепринятыми правовыми нормами, например, то, что законы о налогах были применены с обратным действием на несколько лет. При этом данный момент является одной из важнейших основ всего дела ЮКОСа.
Суд строго ограничил возможности защиты, которые имеются в других европейских странах. Кроме того, по словам политика, не является общепринятым, чтобы обвиняемых содержали под стражей за экономические преступления.
Комитет по правовым вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы уже рассмотрел и одобрил доклад. Лишь представители России его не поддержали. В январе его будет рассматривать Парламентская ассамблея.
Лойтхойзер-Шнарренбергер потребовала от европейских политиков сделать выводы из ее доклада. "Недостаточно ставить на повестку саммита ЕС-Россия тему прав человека", - говорит она, добавляя, что дело ЮКОСа - это "пробуждающий сигнал опасного развития ситуации, а именно угрозы демократии и правовому государству в России".
Политик говорит, что один экземпляр своего доклада она направила канцлеру Шредеру. Она призвала канцлера на встрече с Путиным в этот четверг "внятно потребовать улучшений". Однако настроена она отнюдь не оптимистично. "Боюсь, что в этом деле уже невозможно что-то существенно изменить", - говорит она.