Как напоминает международная экологическая организация "Беллона", К-159 - единственная затопленная атомная подлодка, у которой есть собственник - Минобороны РФ. А по словам начальника лаборатории НИЦ "Курчатовский институт" Алексея Казеннова, именно эта подводная лодка представляет максимальную опасность радиационного загрязнения. Активность отработанного ядерного топлива в ее реакторах составляет около 5319,7 ТБк (143,8 кКи) по данным на 2012 год и превосходит активность всех других затопленных объектов.
К тому же на К-159 отсутствуют дополнительные защитные барьеры между ОЯТ и морской средой, что увеличивает опасность загрязнения. Ведь лодка затонула аварийно и не была специально подготовлена к затоплению.
На пресс-конференции, которая состоялась месяц назад в Мурманске, Казеннов говорил: "Все может сильно усложниться, если первый контур разгерметизируется, но его нынешнее состояние пока неизвестно. Летом мы попробуем получить новые данные по этой лодке". Ученый полагает, что судно в любом случае необходимо поднять на поверхность.
В состав нынешней экспедиции входят 15 человек, главная их задача - оценить радиологическую угрозу от затонувшей субмарины. "Мы уверены, что необходимо провести оценку риска и экологических последствий операции по подъему. На АПЛ имеется большое количество радиоактивных материалов, и рано или поздно начнется их утечка. Нам нужна достоверная картина того, в каком состоянии все находится на сегодня, чтобы провести глубокий анализ возможных экологических последствий такой идеи", - рассказал сотрудник норвежского комитета по защите от радиационной опасности Ингар Амундсен.
Он отметил, что Норвегия не намерена участвовать в работах по подъему подлодки, поскольку ответственность за нее лежит на России. Вместе с тем угроза радиационного заражения крайне беспокоит Осло - ведь К-159 находится рядом с судоходными трассами и районами рыбного промысла. К слову, взять на себя операцию по поднятию АПЛ предлагали британцы.
Споры о необходимости поднятия субмарины или сооружения подводного саркофага над судном, на борту которого на глубине 240 метров остается около 800 килограммов высокоактивного отработанного ядерного топлива, ведутся давно и на самых разных уровнях, напоминает "Комсомольская правда", однако решение до сих пор не принято. В последний раз К-150 обследовали в 2007 году, тогда срочных мер принимать не требовалось. Однако за семь лет ситуация могла измениться.
"В ходе рейса в Баренцевом море недалеко от Мурманска будут отобраны пробы морской среды, проведены спектрометрические измерения, а также проведено обследование затонувшей АПЛ К-159", - говорит начальник управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Юрий Пешков.
"Мы планируем провести обследование затонувшей лодки с помощью подводного телеуправляемого аппарата, на него будет установлено специальное оборудование, которое позволит нам посмотреть, есть ли утечки радиации непосредственно вблизи лодки", - добавил начальник экспедиции Вячеслав Шпиньков.
Также в ходе экспедиции будут отобраны пробы воды, донных отложений и рыбы. Изучать полученные пробы будут в течение года в России и Норвегии, уточняет "СеверПост".
В Арктике затоплены три АПЛ, множество реакторов с ядерным топливом и контейнеров с отходами
Ранее представитель Росгидромета Юрий Пешков говорил, что российская сторона планирует сделать сотрудничество с Норвегией постоянным, напоминает "Правда Севера". "В Баренцевом и Карском морях нужно регулярно проводить исследования. Затонувшие объекты необходимо проверять хотя бы раз в пять лет. Стоит отметить, что там находятся не только подлодки, но и контейнеры с радиоактивными отходами. Так, в Карском море насчитывается порядка четырех тысяч таких контейнеров", - отметил Пешков.
По данным "Беллоны", на дне Карского и Баренцевого морей покоятся три атомные подводные лодки с ядерным топливом (ЯТ) в реакторах ("Комсомолец", К-27, К-159), один реактор с ядерным топливом, один контейнер с экранной сборкой атомного ледокола "Ленин" с ЯТ, пять реакторных отсеков, в которых в том числе находятся 3 реактора с ЯТ, 19 судов с твердыми радиоактивными отходами, 735 отдельных радиоактивных конструкций и блоков, более 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами (КАРТА). Таблицу с данными об объектах с наибольшим радиационным потенциалом публикует "Научная Россия" со ссылкой на Курчатовский институт.
Точное количество захоронений и их местонахождение неизвестно: при каждом новом обследовании выявлялись новые объекты. С некоторыми данными можно ознакомиться в докладе, представленном на сайте Атомного российского сообщества.
Между тем район, в котором активно ведется рыбодобыча и проходят оживленные морские пути, представляет значительный интерес для добычи нефти и газа. Однако разработка месторождений представляется крайне опасной с точки зрения разрушения радиационных могильников. А исследователи, способные прояснить ситуацию, зачастую сталкиваются с противодействием, в первую очередь - со стороны военных, как рассказывал BarentsObserver.
Совместные российско-норвежские экспедиции были начаты в Карском море в 1992-1994 годах, напоминают "Вести", затем проект заглох. Возобновить его было решено в 2010 году в рамках российско-норвежской рабочей группы по изучению загрязнения северных территорий, которую возглавляет Росгидромет и Норвежское агентство по радиационной защите. Первая экспедиция после этого была отправлена в акватории заливов Степового и Литке, а также к прилегающим водам Карского моря.
Виновник гибели К-159 уже умер, а вдовы моряков компенсаций так и не получили
К-159 затонула 30 августа 2003 года в трех милях к северо-западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. АПЛ буксировали на судоремонтный завод в городе Полярный для утилизации. В штормовых условиях понтоны оторвались, субмарина потеряла устойчивость и затонула. На борту в момент происшествия находились десять человек, спастись удалось лишь одному из них.
Позднее командующему Северным флотом адмиралу Геннадию Сучкову было предъявлено обвинение в халатности, повлекшей смерть одного и более людей. В мае 2004 года Северный морской военный суд приговорил адмирала к четырем годам условно с испытательным сроком в два года, в течение которого, как следует из приговора, "он должен своим поведением доказать свое исправление". Военная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе приговор суда первой инстанции. Сам бывший командующий вину свою не признал. В 2013 году он скончался после продолжительной болезни.
Вдовам погибших моряков так и не удалось добиться в суде выплаты компенсаций. В "Беллоне" полагают, что К-159 затонула из-за жадности военных, жаждавших получить деньги от западных спонсоров.
Добавим, в ближайшие годы России придется решать проблему загрязнения морских вод не только в Арктике, но и на Балтике, где затоплены значительные запасы химического оружия времен Второй мировой войны.