Руководство ГУ МВД по Москве привлекло к ответственности начальника управления общественных связей и информации главка Юрия Титова из-за ошибок при освещении задержания спецкора "Медузы" Ивана Голунова, сообщил РБК председатель Республиканского юридического общества, бывший член общественного совета при ГУ МВД по Москве Александр Хаминский со ссылкой на ответ министерства на его запрос. Ответ подписал глава управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Александр Князев.
"По результатам служебной проверки, проведенной в ГУ МВД по Москве, принято решение о привлечении Ю.В. Титова к дисциплинарной ответственности", - сказано в письме. Какая именно санкция применена к Титову, не уточняется. Князев добавил, что проверка проводилась по вопросу правовой оценки действий Титова при освещении в СМИ и интернете обстоятельств задержания Голунова.
Иван Голунов был задержан полицейскими 6 июня по обвинению в попытке сбыта наркотиков в особо крупном размере. Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили. Голунов известен острыми расследованиями коррупции среди столичных и федеральных чиновников. В "Медузе" сочли, что задержание и дело против Голунова - реакция на новое расследование, посвященное рынку похоронного бизнеса в Москве, который контролируют сотрудники ФСБ. В последние месяцы журналисту поступали угрозы в связи с этим.
В первом официальном сообщении МВД о задержании Голунова утверждалось, что полицейские нашли свертки с порошком "при личном досмотре" и "по месту проживания задержанного". К сообщению были прикреплены фотографии нарколаборатории, размещенной дома у Голунова, однако знакомые журналиста обратили внимание, что на фотографиях была изображена не его квартира. Титов после этого продолжал называть неправдой информацию о том, что фото сделаны в другом месте. Позднее главк официально признал ошибку и назначил служебную проверку.
Поздно вечером 8 июня Никулинский суд Москвы постановил отправить Голунова под домашний арест, вопреки ходатайству следствия и прокурора, просивших для журналиста два месяца ареста. Обвинение настаивало, что у Голунова есть загранпаспорт, и он живет не по месту регистрации, а следовательно "может скрыться".
Голунову было запрещено выходить за пределы помещения, общаться с лицами, проходящими по делу, и использовать средства связи.
Задержание журналиста вызвало широкий общественный резонанс. Коллеги Голунова провели пикеты у здания ГУ МВД по Москве на Петровке, 38 с требованием освободить его. Такие же акции протеста проводились и в других странах. За прекращение дела выступали представители СМИ, общественные деятели, музыканты, актеры, политики. 10 июня "Коммерсантъ", "Ведомости" и РБК впервые в истории вышли с одинаковыми первыми полосами, на которых крупным шрифтом было написано: "Я/Мы Иван Голунов".
Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного преследования журналиста "в связи с недоказанностью его причастности к преступлению". Министр также ходатайствовал перед президентом Путиным об отстранении от должности генерал-майора полиции Юрия Девяткина и генерал-майора полиции Андрея Пучкова. Девяткин руководил "антинаркотическим" управлением ГУВД Москвы, а Пучков - столичным УВД по ЗАО, сотрудники которого и задерживали Голунова. Путин впоследствии уволил обоих генералов.
Тем не менее, в праздничный день 12 июня, в День России, тысячи людей вышли на несанкционированный марш в столице, чтобы поддержать уже освобожденного журналиста и потребовать наказания для тех, кто стоит за его преследованием. Акция протеста обернулась жесткими задержаниями. Всего в полицейских участках оказалось почти 550 человек. В мэрии отказ санкционировать акцию объясняли тем, что шествие по центру города "неопределенного количества участников создаст дискомфорт для жителей и гостей столицы, а также ощутимые проблемы в плане обеспечения общественной безопасности". При этом власти санкционировали митинг 16 июня в поддержку Голунова, организаторами которого выступили функционеры журналистских объединений.
В дальнейшем были уволены и другие офицеры УВД по ЗАО, причастные к делу Голунова.
По словам Александра Хаминского, в руководстве МВД были недовольны расследованиями Голунова, вскрывавшими коррупционные связи силовиков и коммерсантов. "Я сам был исключен из общественного совета с подачи Титова, который предоставил справку о якобы имевших место нарушениях кодекса этики с моей стороны, - объяснил Хаминский причину своего запроса МВД. - При этом среди претензий ко мне прямо были указаны мероприятия общественного контроля за деятельностью компаний, принадлежащих или связанных с семьей Мазараки (героев расследования Голунова о похоронном бизнесе. - Прим. РБК), в частности, они касались нарушении при продаже алкогольной продукции и проведении концертов иностранных исполнителей с нарушением миграционного законодательства".
В справке для членов общественного совета, которую предоставил Хаминский, перечислены нарушения кодекса этики и регламента, по мнению представителя ГУ МВД. Среди них - комментарии Хаминского СМИ, которые интерпретировались журналистами как позиция общественного совета, а также "проверки предприятий общественного питания в ЦАО без согласования с руководством Общественного совета" и написание писем в надзорные органы с подписью "руководителя рабочей группы по преступлениям в сфере экономики". "В частности, такие письма направлялись с целью привлечения к административной ответственности ООО "Сохо", - подчеркивается в документе.
До 15 июля 2019 года фигурант расследования Ивана Голунова о московском похоронном бизнесе 19-летний Егор Мазараки был владельцем компаний "Джуби" и "Джиэфси". Эти фирмы арендуют площадку более 3,2 тыс. кв. м в Трехгорной мануфактуре, где работают клубы, входящие в холдинг Soho Family, а также кафе "Дружба", гастроквартал "Варка" и банкетная площадка Jagger Hall. Как отмечалось в расследовании Голунова, в клубах Soho часто проводили время члены семьи Мазараки, их бизнес-партнеры и друзья - например, помощник начальника УФСБ по Москве подполковник Марат Медоев и члены его семьи, директор ГБУ "Ритуал" Артем Екимов, сын начальника транспортной службы ГБУ "Ритуал" Валерия Большакова Александр.