Депутаты Госдумы в пятницу рассмотрят в первом чтении ставшую знаменитой поправку депутата из "Единой России" Роберта Шлегеля к закону о СМИ
Вести
Депутаты Госдумы в пятницу рассмотрят в первом чтении ставшую знаменитой поправку депутата из "Единой России" Роберта Шлегеля к закону о СМИ. Бывший активист движения "Наши" предложил исправить закон так, чтобы обвиненные в клевете СМИ можно было закрывать. Сначала думский комитет по информполитике решил инициативу Шлегеля не поддерживать, но несколько дней назад мнение поменял. Думские источники связывают это со скандалом вокруг статьи про свадьбу Владимира Путина и Алины Кабаевой, пишет "Независимая газета".

"Реализация данной инициативы позволит расширить действие статьи 16 закона РФ "О СМИ" в части увеличения числа оснований, позволяющих прекратить деятельность средства массовой информации в судебном порядке в случае неоднократного размещения материалов клеветнического характера", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.

- Первоначально законопроект Шлегеля предполагалось отклонить

Шлегель обращает внимание на то, что пока не существует действенного механизма привлечения СМИ "к надлежащей ответственности за распространение подобных сведений", несмотря на то, что таковые действия можно квалифицировать как злоупотребление свободой массовой информации.

Депутат предлагает дополнить норму закона, где говорится о недопустимости использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и так далее, положением, что также не допускается распространение через СМИ "заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию".

Первоначально законопроект Шлегеля предполагалось отклонить

Профильный комитет Госдумы - по информационной политике, информационным технологиям и связи назвал затронутую автором тему "очень актуальной" и заявил о поддержке концепции внесенного им проекта закона. Между тем первоначально законопроект Шлегеля предполагалось отклонить в прошедшую среду. Однако из повестки дня пленарного заседания он был удален, потому что в это время депутат представил новую редакцию закона.

Напомним, что Шлегель предложил дополнить статью 4 закона о СМИ, где перечислены запретные темы, на которые свобода слова не распространяется, – терроризм, экстремизм и их оправдание, пропаганда порнографии и культа насилия, разглашение гостайны и прочее. Шлегель посчитал, что надо упомянуть клевету, чтобы и она могла стать основанием для прекращения выпуска издания.

Дело в том, что в законе о СМИ есть еще и статья 16, где написано: "Основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору)".

Правительство прислало в Думу отрицательный отзыв, отметив, что Шлегель дублирует имеющуюся в Уголовном кодексе норму о наказании за клевету. Сам депутат Шлегель уверен, что норма не работает. "Суды не воспринимают клевету как уголовно наказуемое преступление и не выносят предупреждение СМИ, а значит, и закрыть такие издания не получается", - объяснил "РБК daily" Шлегель. Автор надеется, что его поправка позволит методично закрывать "желтую прессу, которая в погоне за сенсацией позволяет себе публиковать непроверенные сведения".

Любопытно, что проект появился практически одновременно с нашумевшей статьей издания "Московский корреспондент" о якобы готовящейся свадьбе президента Владимира Путина и бывшей гимнастки, думского депутата Алины Кабаевой. Спустя неделю после выхода статьи Путин на пресс-конференции на Сардинии опроверг слухи, а 21 апреля думский комитет по информполитике объяснил Шлегелю, что следует изменить в проекте, чтобы он мог быть принятым. На следующий день депутат внес новую редакцию, а сегодня, 25 апреля, она уже будет одобрена в первом чтении. Впрочем, автор документа уверяет, что связи между этими событиями нет.

Что касается слова "клевета", которое является термином уголовного права, а значит, нуждается в доказательствах именно со стороны истца, то теперь в тексте у Шлегеля начатся "заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию". В этом случае истцу доказывать ничего не надо, ведь он может просто так считать и просить суд подтвердить его правоту.

Новые поправки предполагают, что за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, редакции издания будет вынесено по решению суда два предупреждения, а после этого, если оно не исправится, то по решению суда же будет закрыто. "В общем-то кардинально поправки статью 4 не меняют, но мы хотим показать судьям, что у них есть возможность закрыть издание и они должны более активно ею пользоваться, а жертвы клеветы должны активнее отстаивать свои права", - сказал "Газете GZT.ru" Шлегель.

На первый взгляд кажется, что нововведение направлено исключительно против желтой прессы. Однако если посмотреть на российскую судебную практику, то становится очевидно, что нововведение может ударить по любому изданию.