По словам адвоката Ходорковского, это дело является уникальным и для нашего времени беспрецедентным. Не считая известных процессов 30-х годов, ничего похожего не было за последние полсотни лет, со времен "Ленинградского дела". Власть затеяла этот процесс как "игру в одни ворота", не допуская и мысли о своем возможном поражении, считает Юрий Шмидт.
Тем не менее, команда адвокатов не считает, что защищая Ходорковского, занимается бесполезной работой. Юрий Шмидт считает большой честью защищать опального олигарха.
"Ему послали "черную метку", когда арестовали Лебедева и тут же на сайте Генпрокуратуры опубликовали текст предъявленного обвинения, из которого было совершенно ясно, что такое же обвинение ждет и его. Власть дала ему время подумать и принять "правильное решение": уехать за границу. А он вместо этого бросил вызов: пусть сажают, никуда не уеду. И всякий раз возвращался из зарубежных командировок", - сказал адвокат.
Юрий Шмидт отметил, что власть точно все рассчитала: в глазах всего мира неуплата налогов - серьезное преступление. На дискредитацию Ходорковского в глазах мирового сообщества направлено новое обвинение, предъявленное ему и Лебедеву, - легализация преступно нажитых доходов. Во всем мире сейчас идет жесткая борьба с отмыванием капиталов, в этом заключается причина появления нового обвинения.
Ни одна из компаний, которые следствие считает "подконтрольными Ходорковскому", не скрывала и не занижала суммы полученных доходов. Его обвиняют не в уклонении от уплаты законно установленных налогов, а в том, что часть добываемой нефти продавалась через фирмы, зарегистрированные в ЗАТО (закрытых административно-территориальных образованиях), где действовал льготный налоговый режим. Недавно эти льготы были отменены, но раньше-то они были совершенно законны, рассказал адвокат.
Во всех документах все доходы были отражены совершенно точно. Налоговые проверки проводились регулярно и никаких нарушений не выявили. Как и в случае с приватизацией, государство сказало, что льготы были неправильные, и оно хочет получить еще денег. К этому добавились огромные штрафы, превосходящие суммы "недоплаты", сказал Юрий Шмидт.
Ходорковский недавно заявил, что российская власть сделала потрясающее открытие: нефтедобыча в России убыточна! Если заплатить все, что сегодня требуют с ЮКОСа, то сумма окажется большей, чем весь полученный компанией доход. По словам адвоката, эти доводы власть не слышит.
Юрий Шмидт сравнил дело Ходорковского с делами диссидентов в 60-70-е годы. Тогда приговоры выносились вовсе не в зале суда, и судьи получали абсолютно четкие инструкции, включая срок наказания. Однако, даже тогда советская власть не решилась посадить Сахарова – только выслала его на Запад. Адвокат Ходорковского считает, что сегодня Россия зависит от Запада значительно больше, чем зависел СССР. И поэтому особенно важным становится информирование мировой общественности. "Вода камень точит - по капле, по одной, по эпизоду, по гвоздику, вбитому в трухлявую конструкцию обвинения, мы его разрушаем", - сказал Шмидт.
Адвокат не считает это дело проигранным и думает, что посадить Ходорковского надолго в тюрьму не удастся.
- А почему, собственно?
- Изначально власть хотела вынудить Ходорковского эмигрировать. Это было бы очень удобно - посмотрите, какую ничтожную роль сегодня играет Березовский. Потом, когда этот сценарий не прошел, они решили посадить Ходорковского в тюрьму и без помех забрать его собственность.
- Что они успешно и сделали.
- Они этой собственностью еще подавятся! Уверяю вас, что предстоит множество судебных разбирательств за границей - в судах, которые Кремлю не подчиняются. И у тех, кто купил (а точнее, получил почти даром) краденое у ЮКОСа имущество, будут большие проблемы. Запад не питает иллюзий относительно того, кому достался "Юганскнефтегаз". Популистские объяснения о возврате нефтяной отрасли в лоно государства не могут обмануть мировое сообщество. На Западе прекрасно осознают, что посредством налоговых претензий и при помощи госаппарата происходит перераспределение прибыльной собственности в пользу совершенно конкретных физических лиц. Мы постоянно проводим мониторинг и видим: симпатии к Ходорковскому и в России, и на Западе растут. Растет и понимание истинной сути претензий власти к нему. То есть происходит перелом общественного мнения. При этом рейтинг нашей власти, отягощенный такими "блестящими" решениями в социальной сфере, как, скажем, монетизация льгот, постоянным враньем и фантастическими провалами во внешней политике, снижается. И это также увеличивает наши шансы и вселяет веру в относительно благоприятный исход этого тяжелого дела.
На суде по делу Ходорковского выступает свидетель защиты
На процессе по делу Ходорковского - Лебедева свидетель защиты заявила, что считает правомерной неденежную форму уплаты налогов, которую практиковали некоторые структуры ЮКОСа, сообщает "Интерфакс".
Приглашенная защитой Платона Лебедева специалист по бухгалтерскому и налоговому праву Лариса Петрова подтвердила высказанное ранее в суде другим специалистом Денисом Щекиным мнение о том, что налоговое законодательство дает возможность уплаты налогов в неденежной форме.
Среди обвинений, предъявленных Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, значится уклонение от уплаты налогов юридическим лицом, одной из форм которого, как полагает следствие, была уплата налогов структурами ЮКОСа не деньгами, а векселями.
Значительную часть судебного заседания заняло выяснение судом квалификации Петровой как специалиста в области бухгалтерского и налогового учета. После того как свидетельница пояснила, что в августе 2004 года заключила с Платоном Лебедевым возмездный договор на оказание консультационных услуг в данной области, судом были заданы многочисленные вопросы о полученном Петровой образовании, теме диссертации, месте учебы и работы. В частности, суд интересовал вопрос, входит ли в профессиональную компетенцию свидетеля трактование и разъяснение судебным органам вопросов применения законодательства в области бухгалтерского и налогового учета.
Лариса Петрова заявила, что как аудитор она вправе давать консультации любым лицам.