Около 15 представительниц комитета "Матери Беслана" находятся в здании Верховного суда Северной Осетии, продолжая акцию протеста
НТВ
Активистки комитета "Матери Беслана" покинули здание Верховного суда Северной Осетии, где находились с вечера вторника.

Женщины, выходя из суда, заявили журналистам, что "ждали замгенпрокурора Николая Шепеля, но он нас проигнорировал".

"Мы ни о чем не жалеем, мы сделали очередной, уже не первый шаг, к объективному расследованию, этот шаг не последний, мы будем и дальше бороться за правду, за истину. Но теперь мы будем предпринимать другие действия, такие, которые хотим мы", - заявила глава комитета Сусанна Дудиева.

Представительницы комитета и другие потерпевшие, находившиеся возле здания суда, направились домой в Беслан.

На вопрос, будут ли представители комитета посещать плановые судебные заседания, Дудиева ответила: "Будем".

Она также отметила, что в четверг будет последнее перед перерывом заседание суда, после чего процесс будет приостановлен до 10 сентября в связи с траурными мероприятиями, которые будут проходить в Беслане.

- Матери Беслана обвиняют в трагедии Владимира Путина
- Инопресса: Беслан ничему не научил Россию, и трагедия может повториться

Около 15 представительниц комитета "Матери Беслана" находились в здании Верховного суда Северной Осетии с вечера вторника, где проводили акцию протеста. Еще 40 человек находились у здания на улице.

"В 12:00 мы должны встретиться с заместителем генерального прокурора РФ Николаем Шепелем для того, чтобы обсудить заявление, составленное накануне", - сказала одна из участниц акции.

Однако к этому времени Шепель еще не прибыл. В 12:40 по московскому времени один из потерпевших, житель Беслана Виктор Есиев, потерявший в результате теракта сына, сделал заявление.

"Если через час к нам не выйдет Николай Шепель, мы объявляем голодовку", - объявил Есиев, отметив, что говорит от лица всех собравшихся.

Позднее заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель заявил о готовности встретиться с потерпевшими в результате теракта в Беслане.

"Я готов сейчас встретиться и дать ответы на их вопросы", - заявил Шепель в интервью, показанному телеканалом "Россия".

Вместе с тем он отметил, что говорить о возбуждении новых уголовных дел пока преждевременно, так как расследование и экспертизы, которые должны восстановить всю картину действий оперативного штаба, еще не закончены.

"Я еще раз хочу подчеркнуть, что ситуационная экспертиза по действиям как оперативного штаба, так и силовых структур не завершена. Когда она будет завершена, мной будет дана процессуальная оценка этому экспертному заключению", - сказал Шепель.

"Я не исключаю, что могут появиться новые фигуранты, которых надо будет привлекать к уголовной ответственности. Но сейчас голословно заверять, что я возбужу уголовное дело, я не буду", - отметил заместитель генпрокурора.

Активисты комитета оставались ночью в здании Верховного суда, где во вторник продолжался процесс по делу террориста, участвовавшего в захвате школы №1 в Беслане Нурпаши Кулаева.

Женщины отказались покинуть зал заседания после окончания слушаний во вторник, на которых присутствовали в качестве потерпевших. Они добиваются собственного ареста, заявив, что признают свою вину в гибели собственных детей.

По информации источника "Интерфакса" в МВД республики, "женщины написали протест на имя Генпрокурора РФ, в котором требуют привлечь к уголовной ответственности членов оперативного штаба, который работал во время захвата заложников".

По словам собеседников агентства, представители комитета "Матери Беслана" считают, что "в первую очередь надо привлекать к ответственности не Кулаева, а именно должностных лиц из состава оперативного штаба".

Замгенпрокурора России Николай Шепель, встречи с которым требовали матери, в суд так и не прибыл. Не приехали туда и представители властей Северной Осетии и полпредства президента в Южном федеральном округе. Прибыл только помощник замгенпрокурора в Южном округе Сергей Прокопов. Разговаривать с матерями он не стал и удалился для подготовки ответа. Примерно в 21:30 Сергей Прокопов раздал заявление от Генпрокуратуры. Акция протеста "части потерпевших" в здании ВС в нем называлась практикой давления на правосудие. Что касается оценки действий сотрудников бесланского оперативного штаба, то Генпрокуратура обещает дать ее по результатам ситуационной экспертизы, которая проводится в "рамках основного" уголовного дела о теракте в Беслане.

Помимо женщин, которые забаррикадировались в здании суда, на улице перед зданием Верховного суда всю ночь дежурили жители Беслана, приехавшие выразить солидарность с пострадавшими, сообщает ИТАР-ТАСС. По словам Алана Доева, представителя пресс-службы МВД республики, милицейские наряды в этом районе с вечера были усилены, однако никаких проблем для МВД инцидент не вызвал. Женщины продолжают оставаться в здании.

"Главный виновник того, что произошло, - Владимир Путин"

Во вторник, когда заседание суда подошло к концу и его участники потянулись к выходу из здания, 15 женщин, дети которых погибли во время теракта, неожиданно объявили, что никуда не уйдут, пишет газета "Коммерсант".

"Если в гибели моей дочери никто не виновен, как здесь утверждают, то, значит, виновна я. Судите меня и сажайте", - сказала одна из потерпевших, Марина Пак.

Приставы попросили женщин выйти из зала, но получили решительный отказ. Тогда на переговоры с матерями отправился председатель Верховного суда Северной ОсетииТамерлан Агузаров, который ведет дело Нурпаши Кулаева.

"Пожалуйста, успокойтесь, - сказал судья Агузаров, - я не могу вас выгнать, но поймите, ваши действия незаконны. Если вы не покинете зал, то мы не сможем продолжить процесс".

"Незаконны?! - женщины сорвались на крик. - А убивать наших детей - законно?"

Когда судья покинул зал, женщины составили обращение к генпрокурору РФ Владимиру Устинову. Этот документ в 20 часов, выйдя на крыльцо Верховного суда, зачитала лидер комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева, пишет издание.

"В процессе рассмотрения дела Кулаева мы еще раз убедились в том, что в ходе расследования бесланского теракта следственные органы проявили односторонность и предвзятость, – говорилось в обращении. – Они руководствовались чиновничьей солидарностью, а не интересами установления истины, выявления всех виновных в происшедшей трагедии и привлечении их к ответственности. Прокуратура всю вину за случившееся возложила на Кулаева и руководителей Правобережного РОВД, проигнорировав при этом очевидные доказательства виновности других лиц".

Женщины считают, что "следствие упорно не желает решать вопрос об ответственности членов оперативного штаба по освобождению заложников", в частности, его руководителей, бывшего президента Северной Осетии Александра Дзасохова, экс-руководителя регионального УФСБ Валерия Андреева, а также руководителей МВД РФ Рашида Нургалиева, директора ФСБ Николая Патрушева и его заместителя Владимира Проничева.

"Мы считаем, что именно руководство штаба ответственно за то, что не велись переговоры, не велась подготовка к штурму. Мы считаем, что все вопросы, связанные с освобождением заложников и уничтожением бандитов, обеспечением средствами эвакуации, оказания медицинской помощи пострадавшим, должен был заранее планировать и обеспечивать оперативный штаб. Мы обращались к замгенпрокурора Николаю Шепелю с рядом жалоб и ходатайств по фактам незаконных решений следственных органов. Однако мер с его стороны принято не было. Это побудило нас к акции протеста в здании Верховного суда, мы требуем решения вопроса об ответственности всех лиц, чье действие или бездействие привело к тяжким последствиям. В случае непринятия законных мер мы вынуждены будем прибегать к крайним мерам".

"Мы захватили этот зал, потому что это здание правосудия, – сказала Марина Пак. – Сегодня мы поняли, что только мы, матери, виновны в том, что обрекли своих детей на жизнь в этой стране, мы виноваты в том, что голосовали за президента, которому наши дети оказались не нужны".

А Элла Кесаева обвинила в бесланской трагедии президента РФ, пишет газета. "Самый главный виновник того, что произошло, - Путин. Это человек, который прикрывается своим президентством. Человек, который не захотел встретиться с нами и извиниться. Это такая трагедия, что мы живем с таким президентом, который ни за что не отвечает!"

Инопресса: Беслан ничему не научил Россию, и трагедия может повториться

Одна из руководительниц "Матерей Беслана" Эмма Бетрозова, находившаяся в здании, куда пресса не допущена, объяснила мотивы участниц акции, пишет Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Мы не довольны ходом прокурорского расследования. Мы считаем, что показания свидетелей в суде игнорируются, а истинные виновные не сидят на скамье подсудимых. Я имею в виду бывшего начальника УФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева, бывшего министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева, директора ФСБ Николая Патрушева и руководителя МВД Российской Федерации Рашида Нургалиева, не говоря уже о самом президенте Путине", – сказала Бетрозова.

"Где он был эти три дня, когда наши дети находились в заложниках? – спрашивает она. – Мы начали акцию протеста и останемся в здании суда до тех пор, пока прокуратура не рассмотрит все наши требования".

В свою очередь агентство Reuters в своей аналитической статье отмечает, что Беслан ничему не научил Россию, и подобная трагедия может повториться.

Пострадавшие протестуют и требуют справедливого и объективного суда, пишет автор статьи.

"Наша единственная цель – узнать правду, чтобы в клетке рядом с Кулаевым сидели все, кто виноват, начиная с Путина", – заявила Залина Губурова, член общественной организации "Матери Беслана". - Только тогда мы можем быть уверены, что это больше не повторится".

Захват заложников в Беслане потряс мир изображениями детей, в страхе бежавших из школы, когда у них над головами свистели пули. Противостояние вылилось в бойню после неуклюжей попытки российских сил освободить более 1 тысячи заложников, напоминает автор статьи.

"По результатам событий Беслане никаких реформ не проводилось", – заявил Станислав Кесаев, возглавляющий расследование в правительстве Северной Осетии. Он сказал, что реформы начнутся после того, как будет получен доклад федеральной комиссии из Москвы.

"Нельзя быть уверенным в том, что подобное не повторится, но мы должны сделать все возможное, чтобы это предотвратить", – заявил он. Кесаев винит спецслужбы – милицию, спецназ, пожарных – в том, что они не предотвратили кровопролитие и не спасли заложников.

Если ничего не изменится и снова погибнут люди, родители Беслана будут считать, что 186 детей погибли во время захвата зря, более того – к этой жертве относятся с пренебрежением, заключает автор статьи.