Правозащитники пообщались с Кириллом Серебренниковым после его задержания и доставки из Петербурга в Москву. Режиссера навестили в камере изолятора временного содержания, которую он разделил с рыжими тараканами и двумя фигурантами экономических дел
АГН Москва / Кардашов Антон
Правозащитники пообщались с Кириллом Серебренниковым после его задержания и доставки из Петербурга в Москву. Режиссера навестили в камере изолятора временного содержания, которую он разделил с рыжими тараканами и двумя фигурантами экономических дел. Как пишет "Московский комсомолец", новый фигурант дела "Седьмой студии" держится "стоически".

К визиту членов общественной наблюдательной комиссии в камеру принесли одноразовые тапочки, которые и стали главной темой разговора. "Я вот разве мог когда-то подумать, что буду говорить с вами про тапки, а не про искусство", - заметил режиссер.

"У меня не было понимания, почему это происходит и почему это происходит со мной. Абсурд. Мне не сразу сказали, куда везут. Я думал, это где-то в Питере. Позвонить адвокату на дали. Сказали, что следователь его уведомит. Он уведомил только на утро, через несколько часов после моего прибытия в Москву", - рассказал Серебренников о том, что произошло после его задержания.

"Мне предъявляют просто невероятное обвинение. Когда я читал его, я не знал, что делать. Плакать? Смеяться? Громко возмущаться? Правда, не знаешь, как на такое реагировать. Это как будто быть обвиненным в том, что копал тоннель от Лондона до Бомбея. Говорят, будто я создал "Платформу" изначально с целью хищения бюджетных средств. И с этим, чтобы украсть, пришел к президенту. Якобы я организатор преступного сообщества, созданного именно с целью хищения. А как же тот факт, что 30 раз в году я проводил различные мероприятия?! Что я всегда был в публичном пространстве и все работы, что я делал, видели люди?" - недоумевает худрук "Гоголь-центра".

Серебренников вновь заявил, что как художественный руководитель не имел никакого отношения к экономической стороне проекта, а для учета денег были наняты "специально обученные люди. "Но я уверен, что никто никогда в "Гоголь-центре" не ставил себе задачу что-то украсть", - добавил он.

"Я думал, что меня похвалят за то, что я делал последние три года. А в результате мы про тапочки в камере выясняем и про полотенца", - признался Серебренников.

Правозащитница Зоя Светова в своем блоге на сайте "Открытой России" обратила внимание на последнюю запись, которую сделал Серебренников в Facebook перед задержанием. Он перепостил список крупнейших ученых, уничтоженных при Сталине, добавив пометку "чтобы не забывать".

"Ощущение от всего этого только одно: бешеная собака вцепилась в новую жертву и зубы ни за что не разожмет", - охарактеризовала Светова дело "Седьмой студии".

"Пока никто не смог назвать инициаторов "театрального дела". И мы до сих пор доподлинно не знаем, что явилось причиной преследования Кирилла Серебренникова. Чья-то личная месть, желание так называемых силовиков окончательно запугать тех, кто еще не запуган, и, как написала литературный критик Анна Наринская в Facebook, - "это ответ тем из нас, кто лелеет просветительские идеи и ратует за устройство своей "идеальной" России в одном небольшом месте - в театре, в больнице, в музее, в школе". Нет, припухните, как мыши в норе, говорят нам, - не надо, чтоб было хорошо и вдохновляюще. Надо, чтоб было как всегда", - добавила правозащитница.

Напомним, Кириллу Серебренникову предъявлены обвинения в мошенничестве в крупном размере. После первого допроса Серебренникова в качестве обвиняемого его адвокат Дмитрий Харитонов рассказал журналистам, что подзащитный не признает свою вину и отрицает причастность к хищениям. Серебренников заявил следователям, что все финансово-хозяйственные решения принимали Юрий Итин, Алексей Малобродский, Екатерина Воронова и Нина Масляева. При этом он не смог припомнить фамилию пожилой экс-главбуха, давшей против него показания.

По версии следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа", на реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Для реализации проекта была создана АНО "Седьмая студия", к работе в которой он привлек Юрия Итина, Алексея Малобродского, Екатерину Воронову, Нину Масляеву и других лиц.

Предполагается, что они разрабатывали планы мероприятий, содержавшие заведомо завышенные сведения об их количестве и стоимости, а также изготавливали и представляли в Министерство культуры финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученная "Седьмой студией" субсидия израсходована в полном объеме.

"Также Серебренников поручал вышеуказанным лицам обеспечивать заключение "Седьмой студией" фиктивных договоров с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими обязательства, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных проектом "Платформа", - настаивают в СК.

Под видом оплаты этих договоров поступающие от Минкульта денежные средства федерального бюджета выводились на расчетные счета контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

В настоящее время остаются под стражей Малобродский и Масляева, которая признала свою вину, заключив соглашение о сотрудничестве со следствием. Итин находится под домашним арестом. Итин и Малобродский свою вину отрицают. Экс-продюсер "Седьмой студии" Воронова объявлена в розыск.