Как отмечает издание, истцами выступают бывшая заложница, жительница Миасса Челябинской области Екатерина Долгая и семья погибшего журналиста Максима Михайлова. Потери Долгой составили 662,3 тысячи рублей, а близкие Михайлова недосчитались более 526 тысяч рублей. По словам адвоката Игоря Трунова, эта сумма получилась путем сложения понесенного вреда, упущенной за эти годы выгоды и морального ущерба.
По словам адвокатов, все найденные в зрительном зале деньги и ценности были внесены в протокол осмотра места происшествия с подробным описанием, где и как их нашли. Согласно этому протоколу, все личные вещи и деньги Долгой были помещены в пакет, который затем был опечатан, а печать была скреплена подписями понятых и следователей, проводивших осмотр. Но при выдаче пакета денег уже не оказалось. Аналогичная история произошла и с вещами Максима Михайлова и многих других заложников, отмечает "Коммерсант".
Пострадавшие стали жаловаться в Моспрокуратуру, которая сначала игнорировала заявления бывших заложников и членов их семей о мародерстве.
"Мы неоднократно писали заявления в прокуратуру, но нам ответили, что денег было выдано и так больше, чем изъято, и прокуратура понесла дополнительные издержки, в связи с чем вернуть требуемые суммы не может", - пояснила Айвар. Она также подчеркнула, что статьи о мародерстве в Уголовном кодексе нет, но фактически речь идет именно об этом. "Другого пути взыскания у нас нет, - отмечает адвокат. - Это все равно, что вас обокрали, у преступника нашли ваши деньги, но вам говорят, что не отдадут".
Глава следственной группы Владимир Кальчук попытался свалить вину за кражу на одного из членов своей следственной группы, старшего следователя УФСБ по Москве и Московской области капитана Дениса Лелюхина, который к тому времени погиб в ДТП. Следователь Кальчук вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого. Правда, когда отец погибшего следователя, сам бывший чекист, защищая честь своего сына, обратился с жалобой к руководству ФСБ, постановление следователя было признано необоснованным и отменено, но теперь уже с формулировкой "за отсутствием события преступления".
Многолетняя переписка с прокуратурой никаких результатов не принесла. Теперь в порядке гражданского процесса истцы требуют взыскать с прокуратуры вышеназванные суммы.
Заявления потерпевших направлены в Замоскворецкий суд Москвы. В ближайшее время в российских судах может появиться еще восемь подобных исков.
Между тем иски от потерпевших заложников и их близких ждут рассмотрения и в международных судах. Так, в Европейском суде по правам человека заявления потерпевших находятся в стадии коммуникаций. "Это может занять еще и год, и два", - обрисовала адвокат перспективы рассмотрения этих дел.
Напомним, 23 октября 2002 года в театральный центр на Дубровке во время спектакля ворвались около 40 террористов. Они захватили в заложники 914 зрителей и участников мюзикла "Норд-Ост". Ранним утром 26 октября большая часть заложников была освобождена в результате спецоперации, однако трагедия унесла жизни 130 человек. Еще более 700 человек пострадали.