Эксперты, проанализировавшие акцию арт-группы "Война" под названием "Дворцовый переворот", не нашли в действиях Олега Воротникова и Леонида Николаева признаков экстремизма
plucer.livejournal.com
Эксперты, проанализировавшие акцию арт-группы "Война" под названием "Дворцовый переворот" (в сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге активисты перевернули несколько милицейских машин), не нашли в действиях Олега Воротникова и Леонида Николаева признаков экстремизма, сообщает "Русская служба новостей".

"Проведенная по инициативе следствия социологическая экспертиза не выявила в действиях активистов арт-группы "Война" Олега Воротникова и Леонида Николаева мотивов политической, идеологической, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды", - рассказал руководитель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора" Дмитрий Колбасин.

В качестве экспертов выступили сотрудники кафедры прикладной социологии и социологической лаборатории факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Они же в свое время отказались признать сотрудников полиции отдельной социальной группой, что стало одним из главных оснований для прекращения уголовного преследования в отношении Николаева.

В сентябре 2010 года активисты арт-группы "Война" в рамках акции "Дворцовый переворот" перевернули несколько милицейских автомобилей неподалеку от Михайловского замка в Санкт-Петербурге. После этого в отношении Воротникова и Николаева было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ, по которой им грозило до пяти лет лишения свободы. В ноябре они были взяты под стражу, но в феврале их выпустили на свободу под залог в 300 тысяч рублей за каждого.

Следственные органы настаивали на том, что художники "хулиганили" по мотивам ненависти или вражды в отношении отдельно взятой социальной группы, в данном случае - сотрудников правоохранительных органов. Но после заключения экспертов, не признавших полицейских отдельной социальной группой, следователь закрыл уголовное дело. С этим не согласилась прокуратура Санкт-Петербурга. По требованию ведомства, расследование дела возобновилось, была назначена дополнительная социогуманитарная экспертиза.

Стоит отметить, что Воротников в настоящий момент находится в федеральном и международном розыске. В мае против него было возбуждено еще одно уголовное дело о хулиганстве, но он не явился на допрос. В июле суд заочно арестовал его, но залог, внесенный за него ранее, в доход государства обращать не стали.

"Человек-ведро" против мигалок

Леонид Николаев, более известный под прозвищем Леня Е...нутый, прославился на всю страну в мае 2010 года. Он, надев на голову синее ведро, пробежался по крыше автомобиля Ford Focus с мигалкой на Кремлевской набережной у поворота на Боровицкую площадь в Москве. Тем самым он выразил протест против произвола чиновников на дорогах.

Но арт-группа "Война", членом которой он является, начала шокировать общественность своими скандальными выходками еще раньше. Так, в 2008 году участники арт-группы устроили своеобразный митинг в Биологическом музее в Москве. Акция под названием "Е..сь за наследника медвежонка" была приурочена к инаугурации президента Дмитрия Медведева, в ходе нее активисты начали совокупляться под лозунгами "Да здравствует медведь, наследник праславянского медведя!", "Медведь - тотемное животное древних славян!", "Мы должны совокупляться в поддержку медвежонка!".

В июне 2010 года участники арт-группы передали неприличный "привет" сотрудникам управления ФСБ по Санкт-Петербургу, нарисовав белой краской 65-метровый фаллос на Литейном мосту. Когда мосты были разведены, фаллос возвысился напротив здания ведомства. Тогда Николаев отделался штрафом, так как суд пришел к выводу, что неприличный рисунок не помешал работе Литейного моста.

В апреле 2011 года вокруг нарисованного фаллоса вспыхнул новый скандал - за эту акцию арт-группа "Война" получила премию "Инновация" в номинации "Произведение визуального искусства". Одним из учредителей премии является Министерство культуры РФ, что дало Общественной палате России повод обвинить ведомство в непрофессионализме.