"Я никогда не говорил, что большой бизнес должен находиться вне политики. Точно так же, как и любой гражданин страны, крупный предприниматель имеет право (а на мой взгляд - просто обязан) быть участником политической жизни", - сказал Ходорковский в беседе с представителями региональной прессы, выдержки из которой приводит газета "Московские новости".
"Другое дело, - сказал Ходорковский, - что сами предприятия должны быть вне политики, и крупные - особенно". "По понятным причинам: акционеров и сотрудников много, и у каждого свои политические взгляды", - заметил он.
Говоря о своем будущем, Ходорковский сказал, что у него "есть ответственность перед компанией, перед ее акционерами и сотрудниками".
"Прежде чем начинать какую-то другую карьеру, я сначала должен сделать то, что обещал тем людям, которые мне доверили свои деньги и судьбы. И я это сделаю, а дальше уж подумаю, чем заниматься", - заявил глава ЮКОСа.
В то же время он добавил: "То, что сейчас происходит, конечно, выгоняет меня на политическую поляну, хотя я туда совершенно не стремился и не стремлюсь".
"У меня есть свое дело, я отмерил себе время, в течение которого я хочу этим делом заниматься. И то, что сейчас мне приходится тратить на общественную и политическую жизнь гораздо больше времени, чем я привык, для меня лично - совсем не плюс", - сказал Ходорковский.
Правовых аспектов у дела ЮКОСа не существует, считает глава ЮКОСа
Говоря об обвинениях в адрес ЮКОСа, Ходорковский высказал мнение, что "правовых аспектов у этого дела не существует".
"Конечно, мы все не святые. Но с юридической точки зрения у меня абсолютно стопроцентная уверенность: ничего противоправного ни мною, ни моими коллегами не совершалось", - сказал глава ЮКОСа.
"С 1999 года, когда наша компания взяла курс на международные стандарты отчетности, мы все вопросы, которые могли бы вызвать сомнение, подчистили. Где-то заплатили долги, где-то вернули акции, где- то урегулировали споры", - сказал он.
Однако это не значит, что "вообще ничего нельзя найти". "Наверное, при наших масштабах что-то отыскать можно, но из того, что сейчас нам инкриминируется, нельзя подтвердить ничего", - считает глава ЮКОСа.
Ходорковский уверен, что ЮКОС сможет "устоять"
Ходорковский уверен, что его компания сможет "устоять" в сложившейся ситуации. "Мы устоим: мы крупная компания, мы имеем возможность обращаться к адвокатам и защищать наших людей даже во время тюремного заключения. Мы являемся политически значимыми фигурами и для России, и для Запада, и не правовые действия производятся нашими правоохранительными органами все-таки с определенной осторожностью", - сказал он.
"По нашему делу прокуратура конкретно врет президенту"
"Я считаю, что по нашему делу прокуратура конкретно врет президенту. Причины, по которым президент не хочет или не может вмешиваться, - это тема отдельного разговора. Но это вопрос его оценки ситуации: что для него более приемлемо - вмешаться или не вмешаться. В том же, что ситуация развивается таким образом не по поручению президента, я абсолютно уверен", - подчеркнул он.
Говоря о письме членов бюро РСПП президенту РФ о взаимоотношениях между бизнесом и властью, Ходорковский сказал, что оно было согласовано всеми членами бюро РСПП. По его мнению, факт обращения с подобным письмом - свидетельство зрелости крупного бизнеса.
Глава ЮКОСа заявил, что в нынешней ситуации чувствует поддержку со стороны представителей политических кругов, чиновников и региональных руководителей.
"Наша ответственность не в том, чтобы отстоять только себя. Мы - пробный шар для огромной массы людей в погонах, которые либо останутся в казармах, либо набросятся на общество", - сказал Ходорковский.