Россия стала первой страной-членом Совета Европы (СЕ), которую посетил новый генсек организации Турбьерн Ягланд
tnp.no
Россия стала первой страной-членом Совета Европы (СЕ), которую посетил новый генсек организации Турбьерн Ягланд. Основными вопросами повестки дня его визита станет судьба 6-го и 14-го протоколов к Европейской конвенции по правам человека. Визит главы СЕ впервые начинается с России. Этот жест Европы "можно назвать началом потепления или даже "перезагрузки" в отношениях", говорит источник газеты "Коммерсант" в СЕ.

То, что необходимость в "перезагрузке" уже назрела признают и в Москве, и Страсбурге. В конце 1990-х и начале 2000-х главным объектом разногласий была Чечня. Ей на смену пришло дело ЮКОСа. А после войны в Грузии ассамблея даже рассматривала вопрос о лишении российской делегации права голоса.

Между тем всего за две недели до визита Турбьерна Ягланда в Москву позиции сторон начали сближаться, отмечает издание.

На днях президент Дмитрий Медведев поручил Госдуме рассмотреть вопрос о ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции, предусматривающего реформу Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) для ускорения рассмотрения дел в суде. Россия является единственным членом СЕ, не ратифицировавшим этот документ.

В СЕ не исключают, что ратификация 14-го протокола произойдет в ближайшее время, возможно, до конца года". В свою очередь в Госдуме заявили, что вынести документ на ратификацию в палату до конца года не успеют. Депутаты рассмотрят его на одном из первых январских заседаний. Однако в Москве убеждены, что вопрос будет решен положительно.

"СЕ учел основные пожелания России. Прежде всего наш судья будет участвовать в тройке, рассматривающей приемлемость дел, - пояснил глава департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимир Воронков. - Никаких юридических препятствий для ратификации протокола не осталось".

Кроме того, недавно была снята острота вопроса 6-го протокола Европейской конвенции, отменяющего смертную казнь. В 1997 году Россия подписала, но не стала ратифицировать этот протокол: вместо этого в феврале 1999 года Конституционный суд РФ ввел мораторий на применение высшей меры наказания в России до 2010 года, когда на всей территории страны заработают суды присяжных. В конце ноября Конституционный суд РФ по ходатайству Верховного суда разъяснил, что мораторий будет продолжен.

В свою очередь Страсбург готов по достоинству оценить жесты Москвы. Например, как заверили журналистов в СЕ, Турбьерн Ягланд не намерен жестко ставить вопрос о ратификации и 6-го протокола. Кроме того, генсек готов учесть пожелания РФ при проведении планируемой реформы СЕ и увеличить количество россиян в его аппарате.

Сейчас Москва наряду с остальными 46 членами организации представлена в комитете министров СЕ (ее интересы защищают глава МИД РФ Сергей Лавров и спецпредставитель Александр Алексеев), а также в ПАСЕ и конгрессе местных и региональных властей, но в секретариате организации и среди групп по подготовке докладов СЕ Россия почти не представлена. Между тем Москва давно выражала желание иметь в бюрократических структурах СЕ больше своих представителей. Одним из аргументов был в том числе размер российского вклада в бюджет организации - в 2009 году он составил 12% от 205 млн евро Похоже, Турбьерн Ягланд готов прислушаться к этой логике.