"Я надеюсь, что Россия воспримет это очень серьезно", - заявила автор доклада по "делу ЮКОСа" представительница либеральной немецкой Свободной демократической партии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер.
В 15-м пункте резолюции говорится, что Ассамблея признает "законное право избранного политического руководства страны преследовать свои политические цели, в том числе, и в экономической сфере", но выступает "категорически против использования правоприменительных процедур для таких целей". Парламентарии ссылаются на решение Европейского суда по правам человека от 19 мая 2004 года по делу Гусинского, в котором Суд постановил, что содержание основателя НТВ Гусинского нарушило статью 5 Европейской конвенции по правам человека, "поскольку было установлено, что заключение истца под стражу имело целью заставить его продать принадлежавший ему пакет акций НТВ "Газпрому".
"Мы ставим под вопрос честность, беспристрастность и объективность властей, которые, похоже, действовали с превышением полномочий и не соблюдая базовые права защиты, - говорится в резолюции. - "Дело ЮКОСа" нацелено на то, чтобы ослабить политического оппонента, пригрозить другим богатым и установить государственный контроль над стратегическим отраслями промышленности. Но главное: так называемая судебная реформа привела к тому, что судьи сегодня еще более зависимы от власти".
Лойтхойзер-Шнарренбергер особенно подчеркнула, что в деле Ходорковского налоговое законодательство было применено с использованием обратной силы, что адвокатам ЮКОСа мешают работать и что с подобной резкостью по обвинениям в неуплате налогов власти действуют выборочно, лишь в отношении ЮКОСа и его руководства. Ни один другой российский концерн не подвергается подобным действиям, хотя все они использовали схемы минимизации налогов.
В то же время интернет-журнал ej.ru пишет, что ПАСЕ фактически обвинила российские власти в прямом рэкете, а выводы резолюции выглядят как аргументированный приговор российской судебной системе и тем, кто использовал ее для достижения собственных целей. В обоснование этого обвинения резолюция ссылается на решение Европейского суда по правам человека по делу Владимира Гусинского. Кроме того, документ доказывает, что дело ЮКОСа - не единичный случай, а общепринятая юридическая практика в России, пишет ej.ru.
Handelsblatt отмечает, что принятие столь жесткой резолюции спровоцировало серьезный конфликт между ПАСЕ и российскими властями. Генеральный прокурор Владимир Устинов отверг заявления ПАСЕ как не соответствующие действительности. Представитель российской делегации, депутат Госдумы Валерий Гребенников пригрозил, что нижняя палата российского парламента скоро может сократить взносы страны в Совет Европы с нынешних 24 до 6 млн долларов.
Совет Европы также резко раскритиковал тот факт, что "Юганскнефтегаз" был принудительно продан с аукциона гораздо ниже рыночной стоимости. Несмотря на это, вчера стало известно о новых налоговых требованиях в отношении другой добывающей компании ЮКОСа, "Самаранефтегаз", что приведет к тому, что и эту компанию в июне принудительно продадут с аукциона.
Находящийся в заключении предприниматель, который вместе со своими партнерами на мнимых аукционах всего за 309 млн долларов приобрел концерн ЮКОС и превратил его в компанию, которая одно время стоила около 40 млрд долларов, объявил, что уйдет из бизнеса и займется политикой. Свои акции он уже передал партнерам и сообщил в открытом письме, что он легко расстается с собственностью.
Правда, Handelsblatt прогнозирует, что у Ходорковского могут возникнуть непреодолимые трудности. По расчетам газеты, новые обвинения, о которых объявил генпрокурор Устинов, позволят посадить бывшего владельца ЮКОСа на 20 лет, чтобы не допустить участия Ходорковского в политике.