Нынешняя редакция закона "Об обороне" предполагает использовать армию за пределами России лишь в трех случаях: для отражения агрессии, для защиты целостности и неприкосновенности территории РФ и для международных миротворческих операций. Теперь же в задачи войск будут входить отражение нападений на контингенты РФ или других стран, дислоцированных за рубежом, отражение или предотвращение агрессии против другого государства, защита граждан России за границей, борьба с морским пиратством.
Дмитрий Медведев, предлагая законопроект 10 августа, не скрывал, что такая необходимость вызвана прошлогодним вооруженным конфликтом в Южной Осетии. "Это связано с известными событиями, произошедшими год назад, - подчеркнул он тогда. - Эти вопросы должны иметь четкую регламентацию. Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти события повторились, но четкую регламентацию нужно иметь".
Формирования Вооруженных сил России также могут быть использованы в целях борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства, передает РИА "Новости".
Решение об оперативном использовании Вооруженных сил принимается президентом РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Общая численность воинских формирований, район их действия, стоящие перед ними задачи и срок использования определяет глава государства. Комплектование и обеспечение указанных формирований осуществляет Минобороны РФ.
В заключении комитета Госдумы по обороне отмечается, что базовый закон предусматривает использование формирований ВС РФ за пределами территории страны для решения задач по пресечению международной террористической деятельности, выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Другие основания для использования российских воинских формирований за рубежом законом не предусмотрены.
Но сложившаяся ситуация затрудняет оперативность подготовки и принятия соответствующих решений верховным главнокомандующим Вооруженными силами (в России им является президент) в определенных экстремальных ситуациях, например, в таких, как грузинская агрессия против Южной Осетии в августе 2008 года, что угрожает национальным интересам России, правам и законным интересам ее граждан, говорится в заключении.