В самом сюжете отчет, подытоживающий многочисленные проверки ведомства, не показывают, перед камерой Христо Тахчиди демонстрирует лишь приказ за подписью министра здравоохранения Татьяны Голиковой о прекращении трудового договора в связи с окончанием срока его действия. В документе причины отставки не указаны.
Ранее Минздрав официально публиковал большой список прегрешений МНТК и его филиалов, среди которых были - требование денег от больных, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь, ведение коммерческой деятельности от имени МНТК, незаконное получение внушительных премий главой центра, использование просроченных лекарств, отказ от оказания высокотехнологичной медпомощи.
Как и "МК", раскритиковала наспех "сляпанный" сюжет на Первом канале "Независимая газета". Как пишет издание, впечатление, на которое рассчитывали, он не произвел.
Кто "заказал" профессора Тахчиди
Как утверждает "Московский комсомолец", Христо Тахчиди "заказали" за то, что он отказался работать по предложенным правилам, а вместо этого после гибели академика Федорова и начавшегося развала клиники "выгнал тех, кто безнаказанно грабил клинику", и "выиграл двадцать с лишним арбитражных судов". За 11 лет клиника под его руководством превратилась в предприятие ХХI века, пишет газета.
По данным издания, профессор поплатился за то, что последовательно и непоколебимо "воплощал в жизнь главный медицинский постулат: лечить одинаково хорошо и богатых, и бедных". Чтобы помочь бедным, Тахчиди пускал прибыль от выполнения платных операций использовать для лечения социально незащищенных граждан. С годами клиника имени Святослава Федорова превратилась в государственное, но при этом чрезвычайно доходное учреждение. Когда это случилось, по данным "МК", у чиновников от медицины и "потекли слюни". Ведь глава МНТК игнорировал покупку дорогостоящего медицинского оборудования у верных людей, с тем, чтобы платить вдвое дороже, а потом делить прибыль.
Чтобы наказать строптивого руководителя, Минздрав в марте 2010 года организовал крупномасштабную проверку деятельности МНТК и его филиалов в регионах. Установка была снять директора, и об этом все знали, выяснил "МК".
Свою версию причин снятия Христо Тахчиди "Независимой газете" изложил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, известный своим противостоянием с Минздравом и его главой Татьяной Голиковой. Как заявил детский хирург, он не верит большинству фактов, которые приводит Минздравсоцразвития в обоснование увольнения.
Особенно возмутило Рошаля то, что генеральным директором МНТК хотят назначить человека, который вообще не является окулистом. Ранее сообщалось, что на смену Христо Тахчиди придет депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, член генсовета "Единой России" Александр Чухраев.
"Если идти по такому пути, то надо снимать Лео Бокерию, Евгения Чазова, директора Института хирургии Коновалова, а на их место посадить администраторов. Это становится порочной тенденцией. Сейчас Минздравсоцразвития подняло руку и на директора НИИ пульмонологии академика Чучалина (кстати, главного терапевта Минздрава). НИИ пульмонологии хотят ликвидировать", - отметил Леонид Рошаль.
По его мнению, травля профессора Тахчиди может быть атакой на Национальную медицинскую палату, ведь Александр Чучалин - ее вице-президент, а Тахчиди – один из учредителей. Как уверен Рошаль, независимые объединения профессионалов чиновникам не нужны, так как с ними трудно договориться.
"МК" опроверг претензии Минздрава
Как утверждает "МК" ни одно обвинение, выдвинутое комиссией Минздрава против главы МНТК "Микрохирургия глаза" Христо Тахчиди не имеет под собой основания. Как утверждается в отчете, после гибели Святослава Федорова в его клинике появились тенденции к преобладанию коммерческих интересов. Газета в связи с этим отмечает, что бюджет финансирования науки производится Минздравом в объеме 0,5% от общего годового дохода МНТК и составляет 16 млн 120 тысяч рублей - то есть по 1,2 млн рублей на один филиал. За такие деньги никакую науку двигать невозможно, пишет издание, поясняя, что именно поэтому МНТК самостоятельно развивает научные исследования за счет заработанных им средств.
Комментируя утверждение, что в Минздрав поступили многочисленные жалобы пациентов на деятельность МНТК и неоднократные жалобы членов трудового коллектива на действия руководства учреждения, газета выяснила, что в 2009 году из Минздрава было передано 3 жалобы, а в прошлом году всего две жалобы.
По данным издания, не брали в МНТК и денег с пациентов за бесплатную медицинскую помощь. Как следует из актов проверок за 2010 и 2011 годы, ни одного факта не установлено, как не было и ни одного судебного иска, пишет газета.
По данным газеты, ложью является и утверждение, что результатом стали массовые отказы людей от оказания высокотехнологичной медицинской помощи. По сведениям издания, не соответствуют действительности и заявления Минздрава, что во время операций врачи МНТК якобы использовали просроченные лекарства и медицинские изделия.
Парировал "МК" и обвинение о том, что учреждению принадлежат многочисленные непрофильные активы, включая конюшни, манеж, бани, цех по переработке молока, коровник, пекарню, теплицу, документы на которые так и не были оформлены. По данным издания, документы были утрачены после гибели Федорова в период разграбления МНТК. На их восстановление ушли годы работы, которая уже близка к завершению, пишет газета.
Также опровергает "МК" утверждения, что в регионах при филиалах МНТК созданы коммерческие организации, использующие наименование учреждения. Не соответствует действительности и заявления, что Христо Тахчиди якобы незаконно выплачивал себе крупные премии.
По данным "МК", представители старой школы офтальмологии и люди, изгнанные Христо Тахчиди за воровство, несколько лет готовились к нападению. На самом деле все очень просто, резюмирует "МК". За то, чтобы занять кресло директора этой клиники, можно пойти на все.
Христо Тахчиди подает в суд на Минздрав
Уволенный Христо Тахчиди решил подать в суд на Минздравсоцразвития. Как профессор рассказал в интервью "Новым известиям", на фоне проверок Минздрава, которые не давали коллективу работать, "сложилась ситуация чудовищного давления на руководство". "Меня вывели из всех комиссий, не отпускали практически ни в какие командировки, дошло до абсурда - я не мог уехать в собственный филиал!" - пояснил он.
По мнению доктора, главной целью является не он, а клиника - "на этот лакомый кусочек очень много претендентов, у каждого свои интересы". Активно выживала его и "старая офтальмологическая элита, которой не нужен такой конкурент", считает Тахчиди. "На протяжении 25 лет, что существует клиника, не проходило и дня, чтобы нам не вставляли палки в колеса", - утверждает он.
Врач сравнил ситуацию с тем, кто происходило в последние месяцы жизни Святослава Федорова. В декабре 1999 года закончился его депутатский срок в Госдуме, он хотел вернуться на свое рабочее место в клинику, но восстановили его только в мае 2000 года. "Все это время его мурыжили проверками, причем в составе нынешней комиссии были два человека, которые атаковали клинику в 2000 году", - сказал Христо Тахчиди.
По его мнению, люди, разграбившие центр, "сейчас надеются провести вторую, более успешную попытку". "Минздрав стал исполнителем этого заказа, причем, похоже, у ведомства есть свои интересы", - считает уволенный глава клиники.
Как Христо Тахчиди рассказал в интервью "Русской службе новостей", по итогам проверок Минздрава руководство МНТК ни в чем не обвиняли, "были рядовые замечания, которые бывают при любой проверке в любой клинике". "Это мелочевка совершенная. Не там лежит это. Не промаркирован, допустим, нож столовой. На нем не написано, что это нож для такой-то вещи. Это же работа. У нас огромное количество пищеблоков. Кто-то где-то что-то стер, не заметил или не туда поставил. Это обычная вещь", - пояснил он.
Тахчиди поддержал версию Леонида Рошаля, что одной из причин его увольнения может быть его участие в национальной палате. Ведь Минздрав этого не хотел и всячески пытался этому мешать. На вопрос, чем это объясняли, профессор ответил так: "Вы знаете, наш современный Минздрав - это какая-то такая секта закрытая, которая очень плохо общается или вообще не общается с медицинской средой".