Так, одним из оснований для насильственного прекращения пикета полицией суд назвал наличие угрозы для безопасности пикетчика. При этом данная угроза должна быть "реальной, а не предполагаемой", сказано в постановлении КС.
"Сотруднику полиции должно быть очевидно, что названной угрозы невозможно избежать иным способом, кроме как посредством доставления гражданина в соответствующее служебное помещение, что подлежит отражению в протоколе доставления", - сказано в решении суда.
Применение сотрудниками полиции силы при отсутствии указанных оснований может расцениваться как неправомерное ограничение конституционных прав граждан, за что полицейские понесут ответственность.
При этом несогласие пикетчика с удалением его с места пикета и доставлением в ОВД "не может рассматриваться как его неповиновение" законному требованию представителя власти, влекущее за собой административную ответственность, подчеркивает суд.
Гражданин, несогласный с действиями полиции и полагающий, что этим ему причинен вред, вправе обратиться в суд с жалобой.
После доставления гражданина в служебное помещение и составления протокола о доставлении он должен быть незамедлительно освобожден. В случае, если полицейские продолжат принудительно удерживать пикетчика и после составления протокола, то это может быть расценено как произвольное лишение свободы, что является нарушением статьи 22 Конституции РФ и статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, отмечает КС.
Проверкой конституционности пункта 13 части 1 статьи 13 федерального закона "О полиции" КС занялся в связи с жалобой жителя города Белгорода Владимира Сергиенко. В мае 2015 года он вышел на одиночный пикет, который сотрудники правопорядка вскоре потребовали прекратить.
Когда активист отказался, его доставили в отдел полиции, откуда через час отпустили без предъявления обвинения. При этом правоохранители объяснили свои действия вышеуказанной нормой закона, позволяющей им доставлять граждан в ОВД в целях их защиты от угрозы жизни и здоровью.
Сергиенко счел, что стражи порядка нарушили его право на личную неприкосновенность и свободу собраний и фактически сорвали его акцию под надуманным предлогом. Он обжаловал действия полицейских в судах, но те не нашли доводов в его поддержку. Теперь же дело Сергиенко будет отправлено на пересмотр.