Ставка на военное решение - это "путь в никуда, путь к взаимному уничтожению народа" (сторонами двухлетнего сирийского конфликта. - Прим. ред.), заявил Лавров. Впрочем, со стороны правительства в Дамаске и оппозиции "появились признаки позитивной тенденции к диалогу", и Россия вместе с Лигой арабских государств будут этому способствовать.
- Реакция оппозиции и экспертов: перспектива диалога по-прежнему далека
- МИДу РФ пришлось объяснить неявку министра Ливии, с которой никак не получается снова "задружить"
"Пока еще и те, и другие обставляют это (диалог. - Прим. ред.) предварительными условиями, но по нашему общему мнению, если есть главное, взаимная готовность начинать диалог, то согласовать параметры процесса - дело дипломатического искусства, и вполне поддающееся решению", - цитирует российского министра ИТАР-ТАСС. "Желательно, чтобы они друг другу не выдвигали условий, мол, с этим человеком буду разговаривать, а с другим не буду", - добавил он.
При этом, по его словам, Москва по-прежнему готова предоставить площадку для начала такого диалога между противоборствующими сирийскими силами, хотя именно такой цели - организовать переговоры в столице РФ - не ставится. "Работаем с тем, чтобы диалог начался, а где и на каком уровне - должны решать сами стороны. Мы поддержим любой вариант", - сказал Лавров.
Он напомнил, что на ближайшее время в Москве запланирована встреча с делегацией сирийского правительства во главе с министром иностранных дел Валидом Муаллемом. А в начале марта ожидается визит лидера Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмеда Муаза аль-Хатыба. "И с тем, и с другим мы будем говорить откровенно, работая в пользу того, чтобы создать условия для начала прямого диалога", - пообещал глава российской дипломатии.
При этом генеральный секретарь ЛАГ Набиль аль-Араби отдельно выразил надежду, что Россия сможет убедить правительство Сирии вступить в диалог с оппозицией. "У России очень хорошие отношения с правительством в Дамаске, и мы надеемся на то, что она использует эти прочные отношения для того, чтобы убедить правительство в том, что прекратить этот кризис мы можем только мирным путем, посредством диалога", - сказал он на пресс-конференции по итогам заседания форума, передает "Интерфакс".
Перспектива диалога по-прежнему далека
Между тем, как сообщает BBC, в сирийской оппозиционной коалиции идею прямого и безусловного диалога с режимом Асада встретили прохладно. "Мы не можем пойти на это. Сначала Асад и его группа должны уйти. А потом мы будем говорить с другими представителями режима, которые не причастны к убийству наших людей", - заявил один из высокопоставленных представителей коалиции.
Так что, несмотря на сигналы с обеих сирийских сторон о готовности к переговорам, их начала вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем, резюмирует корреспондент британской телерадиокорпорации.
Российский эксперт, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский также оценивает новую активность Москвы на Ближнем Востоке скептически. Тон в регионе задают геополитические конкуренты Москвы - салафитские монархии Персидского залива, Турция и США, что делает "иллюзорной" любую ее попытку усилить свою роль, объяснил он "Коммерсанту". "Впрочем, все это не исключает маневров участников игры вокруг России, которые мы и наблюдаем сегодня", - заключил он.
МИДу РФ пришлось объяснить неявку министра Ливии, с которой никак не получается снова "задружить"
Еще один аспект Российско-арабского форума, на который обратили внимание СМИ, - "неявка" в Москву ливийского министра иностранных дел Мохаммеда Абдель-Азиза. Еще во вторник поздно вечером, анонсируя заседание, российские информагентства, похоже, не подозревали, что Ливия его проигнорирует. А утром в среду тот же "Коммерсант" вдруг сообщил со ссылкой на ливийские дипломатические источники, что "министр не планирует посещать Россию".
Мохаммед Абдель-Азиз не приехал на фоне бесплодных усилий Москвы восстановить многомиллиардные оружейные и другие контракты с Ливией, отметила газета. Новые власти в Триполи до сих пор припоминают России поддержку режима Муаммара Каддафи. По той же причине, похоже, российские дипломаты никак не могут разрешить ситуацию с соотечественниками, получившими в Ливии солидные сроки "за поддержку бывшего режима", говорилось в статье.
Комментировать ситуацию с ливийским министром пришлось официальному представителю МИД РФ Александру Лукашевичу. Он сказал, что домыслы прессы удивили дипломатов, и объяснил, что изменение состава участников форума точно соответствовало Меморандуму о партнерстве между Россией и ЛАГ. Так, в Москву, помимо генсека ЛАГ, приехали министры иностранных дел "тройки" этой организации - Ливана, Кувейта и Египта, а также глава МИДа Ирака - как председатель последнего саммита Лиги.
"Все участники "тройки" в соответствии с ротационными процедурами были, являются или будут председателями в Совете министров Лиги. Вместо Ливии, которая первоначально должна была возглавить этот орган в будущем году, арабские страны решили скорректировать данную схему и делегировали эти полномочия Египту. Так что в Москву на сессию Российско-арабского форума приехал соответственно не министр иностранных дел Ливии, как это планировалось ранее, а министр иностранных дел Египта Муса Амр", - сказал Лукашевич, чей комментарий опубликован на сайте МИДа.