Оглашая решение, судья подчеркнул, что мера пресечения Пичугину остается прежней - содержание под стражей.
Своим решением суд также отказал в удовлетворении кассационной жалобы защиты бывшего начальника службы безопасности ЮКОСа. Адвокаты Пичугина просили отменить приговор в отношении него, а дело прекратить в связи с недоказанностью причастности их подзащитного к преступлениям.
- Пресс-служба Невзлина: "Все это происходит в рамках одного заказа из Кремля"
- В Праге издана брошюра "Как судили Алексея Пичугина"
Приговор в отношении других пятерых подсудимых по делу суд оставил в силе. Они были осуждены на сроки от 7,5 до 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
"Я рад, что сегодня Верховный суд согласился с доводами Генпрокуратуры и отменил приговор в отношении Пичугина", - заявил РИА "Новости" представитель Генпрокуратуры в Верховном суде Анатолий Башмаков. По его словам, вина осужденных полностью подтверждается доказательствами и не подлежит сомнению. "Однако приговор несправедлив как чрезмерно мягкий", - считает гособвинитель, отметив, что суд не учел тяжести преступлений, так как при их совершении использовались взрывчатые вещества.
Потерпевшие по делу поддержали позицию Генпрокуратуры. "В приговоре все обоснованно, кроме меры наказания Пичугину", - считают они.
В свою очередь адвокаты Пичугина настаивают на полном прекращении уголовного дела. "Мы убеждены в непричастности нашего подзащитного к этим преступлениям. На мой взгляд, Генпрокуратура должна радоваться такому приговору, поскольку вина Пичугина не доказана. Говорить здесь о слишком мягком приговоре - это не выдерживает никакой критики", - заявил адвокат Георгий Каганер. "В приговоре постоянно говорится, что Пичугин в неустановленном месте с неустановленными лицами по заданию неустановленных руководителей ЮКОСа совершил то-то и то-то", - отметил Каганер. "Как можно сажать человека, когда ничего не установлено? Очевидно, что это делается с одной целью - оказать давление на руководство ЮКОСа", - заявил адвокат.
Напомним, Мосгорсуд приговорил Пичугина к 24 годам лишения свободы, признав его виновным в убийствах и покушениях на убийства. При назначении наказания Пичугину в качестве смягчающих обстоятельств суд учел наличие у него несовершеннолетних детей.
Суд признал Пичугина виновным в организации убийства предпринимателя Корнеевой, главы администрации Нефтеюганска Петухова, а также в двух покушениях на предпринимателя Рыбина. Это уже второе уголовное дело в отношении бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа.
Ранее присяжные вынесли обвинительный вердикт в отношении Пичугина и второго фигуранта дела - Алексея Пешкуна. На основе этого вердикта Мосгорсуд приговорил Пичугина к 20 годам лишения свободы, признав его виновным в убийстве в 2002 году двух жителей Тамбова (Ольги и Сергея Гориных), в организации покушения на бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы, экс-советника бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Ольгу Костину в ноябре 1998 года.
По сведениям источника в следственных органах, в отношении бывшего сотрудника ЮКОСа в настоящее время расследуется третье уголовное дело.
Пресс-служба Невзлина: "Все это происходит в рамках одного заказа из Кремля"
Помощник Леонида Невзлина в Израиле Эрик Вольф в комментарии для NEWSru.com заявил по поводу пересмотра приговора Алексею Пичугину: "То, что сегодня произошло в Верховном суде, это насилие не только над Пичугиным. В очередной раз была изнасилована российская судебная система. С правосудием это не имеет ничего общего..."
Вольф напомнил, что это уже второй процесс над Пичугиным, "первой жертвой" масштабного дела ЮКОСа. "Первый процесс проходил тоже два раза. Когда присяжные готовы были оправдать его, судья объявил им отвод, и был подобран новый состав присяжных, который был более подходящим для обвинительного приговора, достигнутого судьей", - указал Вольф.
"Прокуратура пока не получает результат, заказанный ей в Кремле, и продолжает над ним (Пичугиным) издеваться, - убежден Вольф. - Во втором процессе прокуратура не удовлетворилась приговором в 24 года, сказав, что он очень легкий. И Верховный суд просто проштамповал ходатайство Генпрокуратуры, проигнорировав ходатайства адвокатов Пичугина... При этом приговоры другим не пересматриваются. Недостаточно наказали только Пичугина", - указал Вольф.
"Прокуратура с безумным рвением продолжает выполнять заказы, которые она получает от своих хозяев из Кремля. Это видно и в деле Ходорковского и Лебедева. Все это направлено на то, чтобы отобрать собственность ЮКОСа и чтобы заткнуть рот всем, кто хочет защитить свои права на эту собственность да и просто свое человеческое достоинство", - подытожил Вольф.
Он особо обратил внимание на то, что приговор Пичугину пересматривается на фоне объявлений о начале продажи активов ЮКОСа, которые достанутся "Газпрому" и "Роснефти". "Все это происходит в рамках одного заказа из Кремля - заказа на кражу ЮКОСа", - считает помощник Невзлина.
В Праге издана брошюра "Как судили Алексея Пичугина"
В пражском издательстве Human Rights Publishers вышла в свет брошюра "Как судили Алексея Пичугина". Издание представляет собой сборник репортажей из зала Мосгорсуда, которые публиковала в своем сетевом дневнике в весной-летом 2006 года автор книги - журналистка Вера Васильева. За эту работу она в 2006 году была номинирована на премию организации "Репортеры без границ" в рамках международного конкурса Best Of The Blogs - Deutsche Welle International Weblog Awards.
"...Это моя попытка донести до общества то, что происходило в стенах Мосгорсуда, - рассказала журналистка в интервью Радио "Свобода" в октябре прошлого года. - К сожалению, сейчас в нашей стране сложилась такая ситуация, что иной возможности сделать это - практически нет. Дело Пичугина, хотя было открыто, не получило объективного освещения в СМИ. О процессе рассказывалось только в государственных средствах массовой информации, на телеканалах, в газетах, в интернете, и происходящее подавалось исключительно с позиции обвинения. Любые аргументы, которые приводились стороной защиты, которые могли бы свидетельствовать в пользу невиновности Пичугина, либо умалчивались, либо искажались, либо преподносились скомкано. И я, когда только начинала посещать этот процесс, даже не предполагала, что буду освещать его столь длительно и подробно и тем более выпускать брошюру. Однако, видя, что информация до общества не доходит, я решила претворить в жизнь этот проект..."