В числе новаций названы возвращение избирательного залога и графы "против всех" на выборах регионального и муниципального уровня, возможность создания избирательных блоков (на федеральных выборах - с участием партий, на региональных и муниципальных допускается также участие общественных организаций). Предлагается ввести новый предвыборный институт в виде группы поддержки кандидата: такая группа регистрируется в избиркоме, ее члены получают право сопровождать кандидатов на публичных мероприятиях, выступать на них и вести агитационную деятельность.
Авторы избирательного кодекса предлагают также ограничить пассивное избирательное право граждан, признанных банкротами в качестве физических лиц: в течение трех лет с этого момента они не смогут выдвигать свою кандидатуру на выборах президента, высших должностных лиц регионов и глав муниципальных образований.
Среди других новелл - отмена обязательной ныне смешанной системы на выборах в региональные парламенты: по желанию регионов они могут проводиться целиком по мажоритарным округам, а там, где партсписки все же сохранятся, по ним должны избираться не более 25% депутатов. Кандидатам в депутаты Госдумы предлагается запретить выдвигаться одновременно по партспискам и по одномандатным округам. А если избранный по списку кандидат отказывается от мандата, то он исключается из списка (сейчас отказник сохраняет право претендовать на депутатское кресло повторно), а его мандат передается другой партии, получившей в Думе наименьшее количество мест. Актуальность предложенных изменений предстоит оценить в ходе общественной дискуссии.
Как пояснил директор РФСВ Максим Лесков, внутри ЦИК есть и сторонники, и категорические противники кодекса, который может быть вынесен на обсуждение экспертов ЦИК и Госдумы. Между тем источник, близкий к администрации президента, уверяет, что кодекс подготовили лишь для обсуждения и какие-то решения на его основе приниматься не будут. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, ранее выступивший инициатором нескольких важных законов о выборах, заявил, что не знаком с проектом кодекса, но всегда был против кодификации избирательного законодательства. Другие представители партий надеются, что появление такого кодекса позволит уйти от бесконечной правки избирательного законодательства в интересах "Единой России", тем более что многие новеллы представляют собой уже применявшиеся ранее нормы.
По словам экспертов, создание предвыборных блоков целесообразно на нынешнем этапе, поскольку партийная система требует перезагрузки, в ходе которой ожидается укрупнение партий и более четкое структурирование партийной системы. Однако для блоков надо установить повышенный избирательный барьер - 7-8% по сравнению с 5% для партий, чтобы создание блоков было осмысленным и не превращалось в "голую политтехнологию". Что же касается отмены обязательной смешанной системы на региональных выборах, то долю списочников лучше оставить в пределах от 25 до 50%, а на федеральных сохранить нынешние 50 на 50.
С другой стороны, авторы законопроекта сосредоточились на наиболее очевидных изменениях, хотя и постарались избежать дублирования норм: в частности, необходимость избирательного залога также давно назрела. В то же время против кодификации избирательного законодательства выступили председатели профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, а пролоббировать ее не сможет никто, кроме главы ЦИК Эллы Памфиловой.
Согласно недавнему опросу "Левада-Центра", 41% россиян либо не собираются участвовать в предстоящих в 2021 году выборах в Госдуму, либо не знают, кого на них поддержать. По словам директора центра Льва Гудкова, люди, переставшие поддерживать "Единую Россию", ушли в "пассивную массу" и не присоединились к электорату других партий, что скажется на явке на следующих выборах. Так, россияне 30-35 лет считают выборы ритуалом, ничего не меняющим в реальной жизни.
А с ростом протестных настроений люди не пойдут голосовать вовсе: недавние митинги в Москве уже сказываются не только на рейтинге партий, но и на рейтинге президента РФ Владимира Путина. У старых партий нет новых идей, и многие сомневаются в том, что нынешняя парламентская оппозиция способна влиять на принятие решений. А нежелание допускать в парламент демократическую оппозицию приводит к тому, что ее сторонники предпочитают вовсе отказаться от участия в выборах.