В итоге была оспорена конституционность статей 402, 437, 444, 445 УПК и главы 15 УК. В оглашенном постановлении суд назвал эти нормы не соответствующими Конституции. Они не позволяли лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении "принудительных мер медицинского характера", лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайство, инициировать рассмотрении вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер, а также обжаловать принятые по делу процессуальные решения.
Права и свободы человека и гражданина, указал КС, "признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права", при этом международные нормы являются составной частью российской правовой системы.
Поводом для проверки норм УПК послужили жалобы трех граждан - Владислава Матвеева из Саратова, Ольги Лобашовой из Ярославля и жителя Брянска Сергея Абламского. Последний баллотируется в Госдуму 5 созыва по спискам Партии социальной справедливости. Суд подчеркнул, что дела заявителей, пострадавших от действия указанных норм, подлежат пересмотру с учетом настоящего постановления.