"Этнокриминалитет и сопутствующая ему ксенофобия разрушат русское многонациональное государство, если не будут побеждены правосудием, просвещением и успешным развитием", - пишет Сурков в статье, опубликованной в журнале "Эксперт".
По мнению Суркова, "заглохший (вроде бы) сепаратизм некоторых национально-титулованных территорий оставил повсюду тлеющие очаги культурной замкнутости и архаической нетерпимости".
Этнически окрашенные преступные конгломераты (прежде всего террористические) заразили ксенофобией многих людей разных национальностей, отмечает Сурков. По его словам, нашлись и среди русских поддавшиеся пропаганде невероятной жизни без соседей и "приезжих".
"Шарлатаны, проповедующие прелести этнического уединения, на самом деле пытаются выселить русских из многонациональной России. Куда? В "русскую республику" в границах раннемосковского царства? В этнографический заповедник, где нас никто не достанет, с табличкой "не беспокоить" на заборе?", - заявил Сурков, отметив, что "в каждом регионе и "приезжие", и "местные" должны вести себя в рамках закона и приличия".
В связи с этим он напомнил, что величайшие русские политические проекты (такие как Третий Рим и Третий Интернационал) были обращены к людям других народов и открыты для них. "Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от империи и Союза. В том числе - уникальным опытом взаимопонимания Православной церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов", - заявил Замглавы администрации президента РФ.
Сурков отмечает, что русская мысль органически толерантна, а русская политическая культура исходит из межэтнического мира и стремится к нему, и "нет никаких сомнений, что русский демократический проект открыт и должен быть привлекателен для всех российских народов".
"Вне татарского, угорского, кавказского измерений русское политическое творчество неполно. Исход из России ее народов в 1991-м пережит крайне болезненно. Повторение чего-то подобного - смертельно опасно", - заявил Сурков.
При этом помощник главы государства предостерегает от реванша олигархии и попыток возврата к советской бюрократии. "Реванш олигархии (окончательное решение по неограниченной транснационализации российских экономических и политических активов) предписывает стране потерю субъектности, растворение в глобализации вместо участия в ней. Реконструкция бюрократического государства, чаемая почитателями советской старины, уведет нас от конкурентной борьбы в тупик политической изоляции и экономического прозябания", - заявил Сурков.
По его мнению, "суверен-демократический проект относится к числу допускающих будущее, и не какое-нибудь, но отчетливо национальное". "Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан", - заявил Сурков. Он считает необходимым выстроить базис инновационной культуры, системы создания уникальных знаний, поскольку знание - это власть и капитал для сбережения народа.
"Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю", - подчеркивает Сурков.
Он считает, что будущее России связано с развитием демократии и свободы. "Время наблюдений ничтожно, смелые выводы делать рано, но первые шаги российской свободы обнадеживают. Демократия справилась с нищетой, сепаратизмом, общественным унынием, правовой разрухой, остановила распад армии и госаппарата. Потеснила олигархию, перешла в решающее наступление на международный терроризм, укрепила экономику... работает...", - считает Сурков.
По его мнению, "демократия у нас прижилась, но приживалка она или хозяйка - пока вопрос". "Формальные ее характеристики (сколько и каких надо партий, президентских сроков, "преемников", социальных пособий, судов, муниципальных образований, государственных предприятий, независимых СМИ) обсуждаются регулярно и остро", - отметил замглавы кремлевской администрации.
При этом он обращает внимание на то, что "зыбкость, неукорененность демократических институтов питают кое у кого надежды на возвращение к олигархической либо квазисоветской модели, на присвоение власти отдельными группами денежных и аппаратных интересов".
Сурков считает, что "впервые в нашей истории есть шанс на излечение хронической болезни судорожного (революционно-реакционного) развития". "Впервые за тысячу лет наше общество так свободно. Складывающийся порядок бранят. И прекрасно, поскольку громогласное негодование по случаю изъянов и отступлений демократии - неотъемлемая ее черта".
Сурков предупреждает: "Усложнение реальности (повышение качества жизни и, соответственно, качества недовольства ею; предъявление все более строгих требований к лидерству; фабрикация необычных взрывоопасных заблуждений; вызревание неожиданных экономических проблем) удивит уже близкое будущее неминуемыми и невиданными кризисами".
Автор статьи задается вопросами: "Освоит ли Россия народосберегающие технологии демократии для их преодоления? Или по обыкновению обратится к разорительному и беспощадному огосударствлению? Или - капитулирует и распадется?"
"Оптимистические варианты ответов предполагают национальную солидарность на основе общих ценностей свободы, справедливости и материального благополучия", - подчеркивает Сурков.