Нефтяные месторождения Нефтеюганска, расположенные посреди болот и тайги Западной Сибири, находятся в центре битвы, которая сотрясает российскую политику и подрывает доверие бизнеса, пишет издание.
Более полутора лет президент Владимир Путин пытается сокрушить Ходорковского, который вместе с группой коллег контролировал ЮКОС. Наступление практически полностью обесценило акции ЮКОСа и породило страх, что в экспорте нефти будут перебои.
Местные нефтяники шутят, что новому владельцу придется немало поработать маляром, чтобы закрасить все зеленые логотипы ЮКОСа в городе. Нефтеюганск - - это юкосовский город, где все так или иначе зависят от "Юганскнефтегаза", который местные называют просто "компанией".
Жители города обеспокоены тем, что будет после его продажи. Люди со злобной неприязнью воспринимают битвы, которые угрожают сломать жизнь нефтяников, трудящихся в самых неблагоприятных на земле условиях за 17-25 тыс. рублей в месяц, пишет The Times.
Сотрудники "Юганскнефтегаза" говорят, что производство может быть приостановлено, если новый владелец не предпримет немедленных шагов по высвобождению денег и подписанию новых контрактов, многие из которых истекают в конце этого года и не возобновлялись из-за заморозки счетов.
Нефтеюганск - мрачное место в это время года. Температура - 40 градусов по Цельсию, с севера дует арктический ветер, и на улице так холодно, что даже говорить трудно, потому что на открытых участках кожи немедленно появляется иней. Стоит яркий сибирский день, и солнечные блики играют на снегу, покрывающем одно из крупнейших нефтяных месторождений.
"Пока производство продолжается, но когда запасы иссякнут, никто не знает, что случится. Как компания сможет развиваться, если нет денег? И как сможет развиваться город, если никто ничего не платит?" - говорит один сотрудник, проработавший в "Юганскнефтегазе" более 20 лет.
Другой рабочий, бригадир буровиков, с гордостью показывает новую кухню, запасы свежей воды и компьютеры, которые ЮКОС завез для нефтяников этого предприятия, где добывается 500 тонн нефти в сутки.
Для жителей этого далекого от Москвы нефтяного города политические баталии не значат почти ничего. "Плоха неопределенность, вот что. Плохо не знать, что произойдет с нашими заплатами, с нашей работой, со всем. Это продолжается уже довольно долго, и люди просто устали, устали от этой неопределенности", - говорит другая женщина, работающая в нефтегазовой бригаде.
Российские министры заверяли содрогающиеся нефтяные рынки, что продажа "Юганскнефтегаза" не повлияет на экспорт и добычу нефти. Однако с того момента, как в августе были заморожены счета предприятия, поставщикам и контрактникам не платили, в том числе компании Schlumberger, которой "Юганскнефтегаз" задолжал 47 млн долларов. Запасы уже практически на исходе, приостановились инвестиции.
Генеральный директор "Юганскнефтегаза" Сергей Кудряшов отметил в интервью, что во второй половине ноября и в декабре производство сократилось, однако он надеется поддерживать "Юганск" в хорошем состоянии, если не будет перебоев с электричеством, и если его не лишат доступа к системе нефтепроводов.
"Пока я здесь, краха не случится, - говорит Кудряшов. - Но в конечном итоге все зависит от финансирования и от того, как быстро оно восстановится".
107 тыс. жителей города зависят от этого предприятия. На нем работает 6 тыс. человек. Еще 30 тыс. человек наняты поставщиками и контрактниками.
Действие социальной программы "Юганскнефтегаза", включающей систему займов для рабочих, было приостановлено в сентябре, и, хотя сам "Юганскнефтегаз" не уволил ни одного сотрудника, это сделали контрактники. Ходят слухи о массовых сокращениях.
По словам рабочих, зарплаты у конкурента, "Сургутнефтегаза", выше, и некоторые буровики перешли туда - благо, что дорога занимает всего час. "Сургутнефтегаз" управляется Владимиром Богдановым, сибирским нефтяником, который когда-то работал в "Юганскнефтегазе" и, как считается, близок к Кремлю.
На центральном рынке в Нефтеюганске продаются меха, кожаные пальто, рыба и целые бараньи туши, замороженные арктическим морозом. "Никто ничего не покупает, - рассказала одна из продавщиц. - Представьте себе - стоять на таком холоде за копейки. Мне нужно кормить всю семью. Все волнуются, потому что больше тратить им нечего".
Похоже, пишет The Times, что для жителей этого далекого городка это последний Новый год с символикой ЮКОСа на улице Ленина.