Из затопленного машинного зала начали откачивать воду. Предположительно, для полной откачки воды потребуется 37 часов, сообщает ИТАР-ТАСС. Разбор завалов продолжается, работают водолазы и роботы. Однако шансов спасти людей практически не осталось, признают эксперты.
- Работник ГЭС 15 часов просидел в воде, дожидаясь помощи
- Эксперты: выживших спас шок
- Родственники погибших требуют увеличить компенсации до 10 млн рублей
- Шойгу: авария уникальная, ее природа непонятна
- Против журналиста, распускавшего ложные слухи, возбудили дело
Сегодня спасатели планируют разбор завалов, проведение водолазных работ по обследованию затворов нижнего бьефа ГЭС, очистку водной поверхности Енисея и береговой черты от масляного загрязнения, установку боновых заграждений на реке в Усть-Абаканском районе.
К сегодняшнему утру водолазы обследовали затопленные участки в районе мастерских 1-го и 2-го энергоблоков. За последние сутки, в частности, удалены опасные конструкции с потолка машинного зала над энергоблоком номер 1. Проводится обследование затопленных затворов нижнего бьефа ГЭС, где работают три группы водолазов. Убраны завалы от 3-го и 4-го энергоблоков. Водолазы очистили от металлоконструкций заслонку номер 3 и теперь расчищают заслонку номер 4.
На Енисее установлено 3 тыс 200 метров боновых заграждений для локализации масляного пятна. С вертолетов распыляются сорбенты, которые впитывают нефтепродукты. В аварийно-спасательных работах на сегодня задействованы 1960 человек и 616 единиц техники.
Слесарь вытащил с места аварии шестерых, но не успел спасти сына
Слесарь Николай Щин, работавший на Саяно-Шушенской ГЭС, сразу после аварии вытащил из рушащегося здания шесть человек. В то же время мужчина не успел спасти сына Романа, который работал с ним в одной бригаде. Когда в машинный зал ударила волна, молодого человека убило осколками стекол и завалило арматурой на глазах у отца, пишет "Комсомольская правда".
"Вместе с Ромой сразу погибли еще несколько человек. Добраться до них было уже невозможно, - рассказывает Николай. - Я стал вытаскивать тех, кто был рядом со мной. В тот момент ни о чем и ни о ком не думал. Как будто под гипнозом был".
В день, когда погиб 28-летний Роман Щин, его жена родила дочку. "Они с женой три года ждали этого ребенка, и вот наконец Лена забеременела, - рассказали родственники. - Ромка последние дни ходил такой счастливый, улыбка с лица не сходила. Все хвастался - Леночка вот-вот родит! А дочку свою так и не увидел".
Работник ГЭС 15 часов просидел в воде, дожидаясь помощи
Накануне газета рассказала о чудесном спасении Александра Подкопаева - единственного работника ГЭС, которого нашли живым через день после катастрофы. В ночь на вторник Подкопаева обнаружили в затопленном помещении мастерской: 15 часов он просидел в вентиляционной трубе по горло в воде. Все это время мужчина, по собственным словам, "сидел и ждал, когда спасут", а еще бил палкой по трубе, чтобы его услышали.
"То, что мы достали Сашку, - это просто чудо, - рассказали журналистам водолазы, которые проводили спасательную операцию. - Представьте, у него было всего десять сантиметров от потолка, где не было воды. Когда его уже вытащили, он не двигался, так замерз и обессилел. Он думал, что единственный, кто оказался под водой, и что все ищут только его и обязательно найдут. Он еще не знал, что будет последним, кого мы нашли живым".
"Работать, конечно, очень тяжело, - признаются водолазы. - Под водой абсолютно ничего не видно. Представьте, как ночью в комнате ползти по полу - вот примерно те же впечатления, только еще всюду переломанное железо, бетонные плиты, арматура. А еще вода смешалась с маслом, вытекшим из турбины. Так что поиски мы вели практически на ощупь - обследуем люки, шахты, лестницы".
Во время аварии произошло еще одно чудесное спасение. Живыми нашли мужчину и женщину, которых вода унесла по Енисею за несколько километров от ГЭС. Местные жители вытащили их у моста через реку и отвезли в больницу.
Эксперты: выживших спас шок, но сутки продержаться невозможно
"В подобных экстремальных ситуациях выживают... благодаря шоковой реакции организма, - объясняет врач Наталья Гридасова. - Когда люди оказались в ледяном потоке, у них начали вырабатываться сверхдозы гормона стресса адреналина и норадреналина".
"И выживают в таких ситуациях даже не самые крепкие физически люди, а те, у кого правильные гормональные реакции и, конечно же, воля к жизни, - добавляет она. - Попадая в кровь и ткани, большие дозы норадреналина снижают чувствительность к боли, холоду. Потому несколько сотрудников ГЭС и смогли продержаться от 5 до 15 часов".
Летом в воде сибирской реки человек может продержаться несколько часов, но спустя сутки шансов на спасение уже нет, говорит военный врач Виктор Неведомский. "Я служил в Сибири много лет... Мы лечили солдат, которые провели в воде 3 - 4 часа, и то они с трудом выкарабкивались - переохлаждение, пневмония, органы отказывали, - объясняет он. - Конечно, стрессовые ситуации и гормоны могут помочь людям продержаться дольше, пусть даже 15 часов, но это уже чудо, исключительный случай".
"Сутки в воде, под завалами - критический срок. После этого спасти кого-то уже невозможно, - уверен Неведомский. - А после аварии на Саяно-Шушенской уже почти трое прошло".