Росрегистрация превратилась в Росликвидацию: количество некоммерческих организаций может сократиться в пять раз
rosregistr.ru

Около 80% некоммерческих организаций (НКО), в основном на региональном уровне, под угрозой закрытия в России. Эту статистику приводит Межрегиональная правозащитная группа "Воронеж-Черноземье". Правозащитники подвели итоги работы Федеральной регистрационной службы (ФРС) за полтора последних года в восьми регионах страны и установили, что только по данным СМИ, более 600 НКО закрыты по решению властей; десятки оспаривают эти решения в судах. По данным Росрегистрации, около 80% НКО не сдали ежегодных отчетов о своей деятельности и по закону могут быть закрыты.

Представители некоммерческих организаций утверждают, что, во-первых, даже если НКО вовремя сдает отчет, предусмотренный скандально известным новым законом о неправительственных организациях, региональное отделение ФРС может не обратить внимание на то, что отчет подан в московскую штаб-квартиру Росрегистрации и втихомолку ликвидировать организацию даже без ее уведомления об этом. Во-вторых, напоминают правозащитники, "не у каждой организации есть силы, время и деньги на юриста, чтобы пройти все бюрократические барьеры и доказать свое право на существование".

С 2001 года все некоммерческие организации должны были числиться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). По закону, введенному в 2006 году, все они должны были представить отчет о своей деятельности к 15 апреля 2007 года. Это сделали только 216 тысяч из существующих 500 тысяч НКО. Территориальные управления ФРС стали через суды добиваться закрытия организаций, не представивших отчетов, и большинство исков судами было удовлетворено.

Но представители правозащитных организаций жалуются, что иногда их даже не уведомляют о собственном закрытии. О закрытии НКО без уведомления пишет "Независимая газета": "подразделения ФРС прибегают к хитрости - организации узнают о своем "заочном" закрытии лишь через несколько месяцев после решения суда и зачастую уже не имеют возможности для обжалования этого решения". Так случилось, например, с Международным молодежным правозащитным движением, отмечает "Коммерсант". О своей ликвидации ММПД узнало лишь через два месяца. Координатор движения Дмитрий Макаров рассказал газете: "Мы посылали отчеты не в территориальное управление Росрегистрации, а в Москву, поскольку являемся международной организацией с офисом в Берлине. А копии искового заявления и повестки отправлялись на адрес, по которому мы были зарегистрированы до 2004 года. Таким образом, мы даже не узнали, что ликвидированы".

Юрист Межрегиональной правозащитной группы Ольга Гнездилова уверена, пишет "Коммерсант", что государство выборочно преследует те организации, которые ему неудобны: правозащитников, занимающихся проблемами армии, беженцев, помогающих гражданам оформлять судебные иски против органов государственной власти. Росрегистрация, по мнению правозащитников, превратилась в Росликвидацию, сообщает "Независимая газета". А стремительное сокращение местных правозащитных организаций "может поставить под вопрос само существование гражданского общества в России".

Как сообщает газета "Новые Известия", правозащитники намерены добиваться изменений в законодателстве и в правоприменительной практике. ММПД уже обжаловала решение местного суда о своем закрытии, а молодые правозащитники провели в пятницу пикетирование нижегородского отделения ФРС. По словам координатора ММПД Дмитрия Макарова, "ни ФРС на местах не знает, что ей делать, ни руководство Росрегистрации в Москве. Этот сбой в коммуникации в общем-то и привел к ситуации, когда действующая организация, которая регулярно выполняла все свои обязанности, была ликвидирована таким образом".

В ФРС отрицают выборочные преследования правозащитных организаций. Директор Росрегистрации Сергей Васильев утверждает: "Наши сотрудники из территориальных управлений не обращаются в суд без предварительного уведомления организации и без беседы с ее руководителями". Он также против смягчения действующего закона о регистрации НКО, поскольку убежден, что для вынесения оценок законодательству прошло еще слишком мало времени.