Как отмечает издание, чиновники прямо дали понять, что освобождение от налога на прибыль распространится только на общественные организации, к которым у власти нет вопросов. По словам директора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТа Саида Баткибекова, изменение налогообложения НКО "будет обставлено рядом условий".
"Мы предусматриваем новые предложения только для НКО, которые гарантируют желание не участвовать в политической или коммерческой деятельности", – заявил он. Конкретизировать, что имеется в виду под политической деятельностью, Баткибеков наотрез отказался.
Правозащитники указывают, что по закону об НКО, заявляя в уставе о намерении заниматься политической деятельностью, некоммерческая организация должна зарегистрироваться как общественно-политическая. А желание участвовать в выборах требует от НКО зарегистрироваться в качестве партии.
"В уставе НКО, таким образом, не может быть заявлена политическая деятельность. И чиновники МЭРТа, безусловно, об этом знают", – уверена глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По ее мнению, под политической деятельностью власть понимает защиту гражданских и политических прав: "Они (власти) хотят, чтобы мы пошли на сделку – за государственные деньги сидели тихо и не высовывались. Они хотят, чтобы рядовые граждане не лезли в то, что делают политики".
"У некоммерческих организаций наверняка возникнут к этому ограничению вопросы, но мы хотим заверить, что никакой злокозненности оно не несет", – заявил один из авторов идеи освобождения НКО от налога на прибыль, проректор ВШЭ Лев Якобсон. По его словам, ограничение объясняется несовершенным законодательством о некоммерческих организациях: "У нас очень трудно отличить общественную деятельность от политики, поэтому МЭРТ и Минфин так прямолинейно хотят разделить подлинно некоммерческие организации от полукоммерческих или злоупотребляющих своим статусом".
При этом стоит отметить, что в российском законодательстве определения политики и политической деятельности отсутствуют, хотя вопрос о них ставился еще в 2005 году при обсуждении поправок в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Принятие поправок президент России Владимир Путин объяснял необходимостью прекратить "финансирование из-за рубежа политической деятельности".