Скандальность же этой операции придает тот факт, что вместе с боевиками Дунго оказался бывший начальник Веденского РОВД Шахаб Мугуев, пишет "Коммерсант". В ликвидации элистанжинских ваххабитов задействованы все без исключения правоохранительные структуры республики и федеральные войска, а также артиллерия, бронетехника и авиация.
За последние пять лет Дунго с десятком подконтрольных ему боевиков совершил в районе несколько терактов и убийств. В прошлом году его банду удалось вычислить, после чего путь домой, в Элистанжи и соседние села, для бандитов оказался отрезан. Дунго с боевиками перебрался в Грозный. Боевики сняли большую трехкомнатную квартиру на третьем этаже девятиэтажного дома, расположенного в микрорайоне Ипподромный, и превратили жилище в крепость - поставили две металлические двери, завезли автоматы и взрывчатку, пробили в капитальной стене проем, ведущий в другую, расположенную в соседнем подъезде квартиру. Квартиру, в которой прятались Дунго и пятеро его боевиков, взяли штурмом бойцы Центра спецназначения ФСБ России. Боевики оказали бойцам отряда "Вымпел" ожесточенное сопротивление: они отстреливались до тех пор, пока квартиру не сожгли дотла из огнемета "Шмель". В бою погибли пятеро спецназовцев, еще двое получили тяжелые ранения, также были жертвы и среди мирных жителей. Троих погибших офицеров во вторник похоронили на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
Однако стало известно, что с места боя в больницу был доставлен 45-летний капитан МВД Чечни, уроженец Веденского района Шахаб Мугуев. Участия в штурме он не принимал, тем не менее, получил тяжелые осколочные ранения, пишет издание. Шахаб Мугуев происходит из авторитетной чеченской правоохранительной династии Мугуевых. В милиции служили отец и дед Шахаба. Его брат Имали руководит паспортно-визовым управлением МВД Чечни. Третий брат Мугуевых, Шахид, возглавлял Веденский райотдел милиции и был убит боевиками в 2003 году. "Смерть Шахида стала огромной потерей для всех нас. Поэтому, отдавая дань уважения покойному, мы решили назначить на должность начальника РОВД его брата Шахаба", - рассказал один из руководителей чеченского МВД.
Также была вторая причина: в министерстве посчитали, что родственник убитого милиционера будет бороться с боевиками не только формально, по долгу службы, но и по зову сердца. Однако надежды не оправдались: начальник РОВД Мугуев район забросил. В Веденский район приезжал редко, а все время проводил с семьей в Грозном. Тогда начальником райотдела был назначен боевой офицер из бывшей службы безопасности Ахмада Кадырова Муса Дихиев. Капитана Мугуева отправили в кадровый резерв, и в последнее время он уже собирал документы для выхода на пенсию. Следствию предстоит выяснить, что делал во время штурма дома Шахаб Мугуев. Сам он дать показания не может, поскольку находится в больнице в тяжелом состоянии. "Шахаб не изменник, а жертва. Он сам чудом спасся", - утверждает его брат Имали Мугуев. Шахаб Мугуев просто жил на одной площадке с бандитами. А когда начался штурм, первым делом попытался спасти свою семью – жену и двух детей. Передав их спецназу, капитан получил несколько осколочных ранений в голову, грудь и ноги, после чего выпрыгнул в окно с третьего этажа.
Известно, что один спецназовец погиб с двухлетним сыном Шахаба Мугуева на руках - офицер, попавший под обстрел боевиков, был вынужден повернуться спиной к автоматчику, чтобы прикрыть от пуль ребенка. Однако, как пишет "Коммерсант", есть и другая версия событий. "Я не вправе давать оценку действиям моего предшественника. Могу сказать лишь одно: капитан Мугуев знал Гакаева и его боевиков и знал о том, что эти люди живут рядом с ним", - сказал нынешний начальник Веденского РОВД Муса Дихиев.
Спецназ с бандитами не церемонится
Операция, начатая в ночь на вторник в окрестностях сел Дышне-Ведено и Элистанжи, к вечеру вторника распространилась на весь Веденский район. Оперативники и армейские разведчики, обнаружив в горах очаги сопротивления, тут же отходят на безопасное расстояние, после чего наводят на цель артиллерию и авиацию.
Так, например, как пишет издание, был уничтожен укрепрайон, расположенный на лесистом склоне горы в четырех километрах от Дышне-Ведено. Там были обнаружены заранее оборудованные землянки и блиндажи, обнесенные по периметру окопами и минно-фугасными заграждениями. Когда базу обнаружила разведка, бандиты заняли круговую оборону, попытались отстреливаться, однако после первых же артиллеристских залпов они разбежались, забрав раненых, но побросав при этом оружие и убитых. На захваченной базе нашли семь трупов, несколько установленных по углам крупнокалиберных пулеметов, фугасы, стрелковое оружие и, кроме прочего, основательный запас медикаментов, с помощью которых боевики могли сделать в полевых условиях даже такие сложные процедуры, как переливание крови.
По словам силовиков, в Дышне-Ведено, скорее всего, отдыхал и лечился Шамиль Басаев. Кстати, отмечает "Коммерсант", чуть раньше на другой, также расположенной в Веденском районе базе бойцы спецполка имени Кадырова нашли принадлежащий Шамилю Басаеву титановый протез ноги, изготовленный в Канаде. Хитроумную конструкцию, напичканную изнутри какими-то рычагами и шестернями непонятного назначения, кадыровцы подарили безногому аксакалу из Центороя. Спецназовцы говорят, что старик с гордостью носит басаевский протез.
Как пишет издание, массовая зачистка района привела к тому, что в Веденский райотдел милиции добровольно сдались ваххабитский эмир из села Харачой Майрбек Эшиев и авторитетный боевик из Дышне-Ведено Муса Мальсагов, решившие таким образом спасти себе жизнь. Они обещали, что вскоре сдастся целый отряд боевиков.