Полицейские запретили возлагать цветы к мемориалу Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. Об этом "МБХ медиа" сообщил в субботу волонтер проекта "Немцов мост" Григорий Симаков.
"Сейчас ситуация такая, что мемориала фактически как такового нет. Постоянно прохаживаются патрули из двух полицейских. Проходить и останавливаться можно, а цветы класть не дают. Сразу пугают задержанием. Просто без всякого основания, ссылаются на какой-то приказ. Когда пытаются попросить показать приказ, то они говорят: "Я всего лишь исполнитель". Старших там нет, все отговорками", - пояснил активист.
Перед тем, как выставить полицейский пост на Большом Москворецком мосту рядом с Кремлем, силовики в пятницу вечером "зачистили" народный мемориал погибшему оппозиционеру. Эти действия сопровождались задержаниями активистов.
"Меня и мою жену прогнали, еще двух волонтеров задержали и увезли в отделение полиции якобы просто для проверки документов", - рассказал "Новой газете" один из волонтеров, находившихся на мосту.
Задержанных потом отпустили без составления протоколов. Но когда активисты вернулись, вокруг мемориала было уже поставлено ограждение. Сам мемориал был разорен. "И цветы, и фонарики, и портреты - забрали все", - рассказал волонтер о действиях силовиков. Они унесли и ящик, где хранился инвентарь для поддержания порядка на мосту.
Свои действия сотрудники МВД не объясняли. "Младшие говорят: выполняем приказ старших, старшие только молчат", - добавил волонтер.
Поздно вечером 19 февраля была задержана Анна Дулевская, которая снимала видео на месте гибели Бориса Немцова. Об этом "ОВД-Инфо" сообщила подруга задержанной. Перед задержанием полицейские требовали, чтобы Анна ушла с моста. Позднее задержанную отпустили без составления протокола.
Также был задержан Александр Эйсман, который пришел возложить цветы на место гибели оппозиционера. Уже ночью, после профилактической беседы, мужчина был отпущен без составления протокола.
Несколько дней назад организаторы акции памяти Немцова попросили мэра Москвы Сергея Собянина не препятствовать возложению цветов на месте убийства 27 февраля с 13 до 15 часов. В связи с ограничениями, введенными для профилактики распространения коронавируса, в Москве впервые не состоится традиционный марш в память убитого.
Сопредседатель партии "Парнас", бывший губернатор Нижегородской области, бывший член Совета Федерации и экс-депутат Госдумы, а также бывший вице-премьер Борис Немцов был застрелен 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту, в непосредственной близости от Кремля. Убийца выпустил шесть пуль в спину Немцову, четыре из них достигли цели. Затем киллер скрылся на автомобиле сообщника. Немцов умер на месте от полученных ранений.
Расследование продолжалось более года. Следственный комитет заявил о его завершении в июне 2016-го. Материалы в отношении пяти исполнителей убийства, чеченцев по национальности, были переданы в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд. Дело в отношении организаторов и заказчиков убийства было выделено в отдельное производство.
К рассмотрению уголовного дела суд приступил 3 октября 2016 года. По просьбе обвиняемых дело рассматривала коллегия присяжных. 29 июня присяжные признали всех пятерых подсудимых виновными и не заслуживающими снисхождения.
Наибольший срок в итоге получил уже бывший заместитель командира чеченского батальона "Север", входившего в состав внутренних войск МВД РФ, Заур Дадаев, которого суд признал исполнителем убийства. Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Дадаев также лишен звания лейтенанта и государственной награды - Ордена Мужества. Также Московский окружной военный суд назначил ему штраф в 100 тыс. рублей, не найдя оснований для назначения ему ограничения свободы после отбывания наказания.
Анзору Губашеву суд назначил наказание в виде 19 лет. Его брат Шадид Губашев получил по решению суда 16 лет, Темирлан Эскерханов - 14 лет, Хамзат Бахаев - 11 лет колонии строгого режима. Все фигуранты оштрафованы на 100 тысяч рублей. Им назначено дополнительное наказание в виде двух лет ограничения свободы после отбытия основного срока.
Эскерханова суд лишил специального звания прапорщика полиции. В то же время при вынесении решения суд учел, что ранее фигуранты ни в чем предосудительном замечены не были, имеют положительные характеристики и малолетних детей.
Дочь убитого политика Жанна Немцова, общественные деятели и международное сообщество считают, что дело осталось нераскрытым. Жанна Немцова подчеркивала, что "следствие умудрилось даже не найти" Руслана Мухудинова, водителя бывшего командира осужденного Заура Дадаева Руслана Геремеева, которому предъявлено заочное обвинение в организации убийства Немцова.
Немцова отмечала, что следствие "практически достоверно" установило, что сам Геремеев, приближенный главы Чечни Рамзана Кадырова, был старшим в преступной группе, однако в розыск его не объявляли. Кроме того, "следствие и суд фантастически упорствовали в непризнании убийства политическим", говорила дочь Немцова. В июне 2018 года Следственный комитет России (СКР) совместно с ФСБ снова взялся за расследование убийства Немцова. Однако о каких-либо конкретных подвижках в деле не сообщалось.
Лишь в начале февраля 2019 года заместитель председателя СКР Игорь Краснов рассказал о неких успехах в поиске заказчика убийства Немцова, но заявил, что выносить их на суд общественности преждевременно. Он отметил, что информация может дойти до фигурантов расследования, а им не нужно "преподносить все тонкости нашей работы на блюдечке с голубой каемочкой".
Комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по юридическим вопросам и правам человека призвал власти России продолжить расследование убийства, поскольку полная правда о нем не была раскрыта. Так, российское следствие не смогло найти и приобщить к делу возможные видеодоказательства, включая данные Федеральной службы охраны (ФСО), которая отвечает за безопасность Кремля, и не допросило свидетелей, появившихся на мосту после убийства.