Обращение поступит адресатам накануне второго чтения в Госдуме президентского законопроекта об объединении Верховного (ВС) и Высшего арбитражного судов (ВАС). Первое чтение он прошел 12 ноября. В понедельник же думский Комитет по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал отклонить все предложенные депутатские поправки и голосовать за проект закона в редакции первого чтения (то есть в том виде, в каком он поступил из Кремля).
Предполагается, что в течение шести месяцев после внесения необходимых поправок в Конституцию ВАС будет упразднен, а его полномочия переданы в юрисдикцию вновь создаваемого единого Верховного суда.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил газете, что раз законопроект находится в парламенте, значит, и обращаться с доводами "за" или "против" нужно туда. "Позиция президента предельно ясна", - отрезал он.
По замыслу Путина, подобная реформа гуманизирует уголовное законодательство, облегчив жизнь предпринимателям. Объединение судов, по его словам, позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами госвласти и местного самоуправления.
В ВАС жестко раскритиковали эти планы, а его судьи, подавшие из-за них в отставку, убеждены, что специализированные суды профессиональнее, чем единый суд.
"Вместо лечения зуба отрубают голову"
Теперь же к числу критиков реформы присоединились судебные юристы и адвокаты таких известных фирм, как "Муранов, Черняков и партнеры", "Юков и партнеры", "Олевинский, Буюкян и партнеры" и адвокатское бюро "Бартолиус", а также Ассоциация по защите прав инвесторов, защищающая интересы бизнеса. Авторы рассчитывают, что число организаций, подписавшихся под обращением, к моменту отправки составит не меньше сотни.
Ключевой довод сторонников ликвидации ВАС - наличие разночтений между ВАС и ВС по вопросам единообразия судебной практики при применении одних и тех же норм материального права - не выдерживает критики, поделился мнением с газетой управляющий партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Андрей Корельский.
"По моей информации, ни одного профессионального исследования проведено не было, никто, по крайней мере публично, его не обсуждал, а даже если и признать ряд разночтений в толковании тех или иных правовых институтов между высшими судами, то это то же самое, что вместо лечения больного зуба у одного сиамского близнеца просто отрубать ему голову", - сравнивает он.
Юристы и защитники интересов бизнеса опасаются, что в итоге преобразований судебная бюрократия возрастет, а качество правосудия по экономическим спорам значительно снизится. В конце концов доверие к эффективности судебной системы будет подорвано, а участники экономических споров станут еще чаще судиться за рубежом.
"Сначала создадим трудности, потом будем их преодолевать"
К обращению, инициированному московскими юридическими конторами, присоединились уральские юристы. Екатеринбургский адвокат Евгений Витман рассказал накануне Znak.com, что под ним подписались не менее пяти компаний региона.
На сайте также приводится мнение Александра Муранова из столичной конторы "Муранов, Черняков и партнеры". Без Высшего арбитражного суда "право перестанет развиваться, так как могло бы". "Будет больше хаоса, бизнес станет менее защищенным, будет больше коррупции и бюрократии. Короче, сначала создадим себе трудности, а потом будем их успешно преодолевать", - иронично резюмировал он.
Если законопроект будет принят - а сомневаться в этом не приходится, то помимо изменений в Конституцию, нужно будет внести поправки в множество законов и законопроектов, которые последуют далее. Работа предстоит огромная и сложная.
Важно, что для изменения Конституции (за исключением глав "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина" и главы, касающейся порядка пересмотра Основного закона) данную реформу должны одобрить заксобрания не менее двух третей субъектов РФ.
Член думского Комитета по конституционному законодательству эсер Дмитрий Гудков ранее обратил внимание на нарушение регламента в связи со спешкой при продвижении законопроекта. По его словам, Комитет должен был рассматривать столь важный документ в присутствии полпредов президента и правительства, а этого не произошло.