Доклад Муйжниекса насчитывает 44 страницы, на которых комиссар изложил свою позицию, сформировавшуюся в ходе его поездок по России в октябре 2012 года и апреле 2013 года, сообщает "Коммерсант". Он деликатно отметил, что российская сторона достигла успехов в реформировании судебной системы, например, число обращений россиян в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) существенно снизилось, однако комиссар подчеркнул, что этого совсем не достаточно.
Главный вывод, который он сделал в ходе работы над докладом, заключается в том, что в России большинство дел носят обвинительный характер. Он призвал как можно быстрее "избавиться от обвинительного уклона системы правосудия". "Оправдательные приговоры воспринимаются как ошибка системы, их процент стремится к нулю. Если человека задерживают, то, скорее всего, отправляют под стражу, а затем практически автоматически продлевают срок ареста", - сказал Муйжниекс.
Он также отметил, что другая не менее важная проблема кроется в судах, которые, по его словам, недостаточно независимы и беспристрастны. Европейский омбудсмен отметил, что чрезмерную роль в России играет прокуратура, которая нередко давит на сторону защиты и диктует судьям приговоры. "Прокуратура имеет широкие и дискреционные полномочия, что подрывает принцип равенства сторон и подлинную состязательность", - цитирует доклад РИА "Новости". Правда, по убеждению Муйжниекса, кто только не оказывает на судей давление: и "представители исполнительной или законодательной власти", и "отдельные участники судебного процесса", и "влиятельные экономические силы", и СМИ, и старшие судьи.
Муйжниекс также посетовал, что правоохранительные органы совершенно не извлекают уроки из различных трагедий. Например, он отметил, что после резонансной гибели в СИЗО юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского, органы не задумались над улучшением условий в изоляторах и тюрьмах - по данным Генпрокуратуры, за 2012 год в СИЗО и российских тюрьмах погибли более четырех тысяч человек. В своем докладе комиссар также остался недоволен ситуацией на Северном Кавказе. По его словам, там не расследуют исчезновения людей.
"Существенные реформы должны быть продолжены - в целях устранения системных недостатков в исполнении правосудия и укрепления независимости и беспристрастности судебной власти в России", - заключил Муйжниекс.
Эксперты согласились с евпропейским омбудсменом, заявив, что все намного хуже
В России позиция Муйжниекса оказалась всем не только понятна и знакома, но даже недостаточно показательна. По мнению многих экспертов, реальная ситуация намного хуже обрисованной европейским комиссаром. Например, как сообщает сайт "Единой России", депутаты понимают все несовершенство судебной системы и стараются буквально изо всех сил ее улучшить.
"Мы сами понимаем, что совершенствование судебной системы необходимо. Мы понимаем, что важна прозрачность как в деятельности (судей. - Прим. NEWSru.com), так и при назначении, и при расходах и доходах. Это мы все понимаем и пытаемся совершенствовать", - практически оправдывается глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
"Мы стараемся. Мы отвечаем за законы, законы стараемся делать приличными. Но применяют их люди по-разному", - посетовал парламентарий. В президентском Совете по правам человека считают, что проблемы судебной системы в России исходят из отсутствия общественного контроля за отправлением правосудия, передает РИА "Новости".
"Я думаю, что докладчик (Муйжниекс.- Прим. NEWSru.com) высказался очень дипломатично. На самом деле ситуация представляется гораздо хуже, чем он отметил, но все, что он указал, соответствует истине", - заявил член СПЧ Сергей Пашин.
Пашин заявил, что представители народа практически не участвуют в судебных процессах. Он напомнил, что в прошлом году из 900 тысяч приговоров только 516 было вынесено с участием представителей народа. "То есть общественный контроль за отправлением правосудия - одно из требований Европейского суда по правам человека - у нас в стране совершенно не налажен", - отметил Пашин.
Глава комиссии по гражданскому участию в судебно-правовой реформе Тамара Морщакова согласилась и с Пашиным, и с Муйжниексом. "Наверное, со стороны лучше видно, что у нас предпринимаются какие-то попытки улучшить ситуацию. Я думаю, что если такие попытки и предпринимаются, то есть и встречные попытки, которые как раз эту ситуацию делают более тяжкой", - отметила она. По ее словам, проблема системы также кроется в том, что судьи не защищены: какие-либо дополнительные гарантии в отношении оснований для увольнения судей с должности отсутствуют, а гарантии при отборе судей на должность не вводятся.