Накануне Межгосударственный авиационный комитет заявил, что катастрофа вертолета Bell-407 не связана с техническим состоянием разбившейся машины. По данным расследования, она врезалась в 25-метровое дерево.
По официальной версии, губернатор летал осматривать территорию, отведенную под туристическую зону. При этом участники облета, очевидно, собирались и поохотиться: они захватили с собой карабины и боеприпасы. Ранее люди, работавшие на месте катастрофы, рассказали, что рядом с местом крушения лежала туша медведя, но ее было приказано оттащить подальше в лес.
По словам из источников, перед катастрофой вертолет находился в режиме зависания над тайгой: на тросе лебедки вниз спускали охранника, чтобы тот привязал к ней охотничий трофей. Скорее всего, это был застреленный медведь - на них до конца мая в Иркутской области официально разрешена охота.
Площадки для посадки рядом не оказалось, поэтому поднять добычу решили с воздуха. Зависание само по себе является сложным маневром, тем более среди деревьев ночью. Возможно, пилоту просто не хватило квалификации, и он задел несущим винтом за кроны деревьев. Это привело к частичному разрушению винта, и потерявший управление вертолет врезался в ближайшее дерево.
Напомним, что ранее высокопоставленные российские чиновники уже гибли во время охоты с вертолета. 9 января в Республике Алтай разбился Ми-171, на борту которого находился полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Высокопоставленные охотники пытались поднять на борт застреленных архаров (горных баранов). Власти долго отрицали факт охоты, но потом все-таки признали его и даже возбудили уголовное дело о браконьерстве.
Пилот не успел освоиться с новым вертолетом, но выполнял сложный маневр ночью
В ходе катастрофы погибли губернатор Игорь Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник Александр Шестак и пилот Виктор Кунов. Авиационный комитет полагает, что вертолет разбился 10 мая от 0:30 до 1:00 по местному времени. Более точное время установить невозможно, поскольку вылет был несанкционированным и пилот не выходил на связь с наземными службами.
На борту Bell-407 нет "черных ящиков", но в ходе осмотра машины было установлено, что все системы исправно работали вплоть до катастрофы. Участники расследования еще на прошлой неделе отказались от таких версий, как теракт и внезапное ухудшение погодных условий. В расчетное время катастрофы погода была вполне благоприятной.
Канадские производители Bell-407 своего мнения о происшедшем еще не высказали, но уже очевидно, что эксперты сосредоточились на действиях пилота Виктора Кунова. Известно, что в прошлом он был боевым офицером, участвовал в войне в Афганистане, ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле, а затем стал пилотом-инструктором в частной авиации.
Однако сертификат летной годности на Bell был получен всего за несколько дней до катастрофы: очевидно, что этот вертолет был плохо знаком Кунову. А роковым обстоятельством для него и пассажиров, возможно, стал фактор ночного полета.