"В воскресенье вечером из больниц были выписаны четыре человека, на данный момент продолжают стационарное лечение 23 человека, из них пятеро в понедельник готовятся к выписке", - сказал руководитель ГУ МЧС по Самарской области Анатолий Корнюк.
- Списки погибших и пострадавших
- Причины катастрофы: версии
- Свидетельства очевидцев: люди буквально летали по салону
- За последнее десятилетие с Ту-134 связано более десятка ЧП
По оценке врачей, жизни всех пострадавших ничего не угрожает. Дольше всего на больничных койках придется пробыть тем, кто получил тяжелые черепно-мозговые травмы, переломы конечностей и позвоночника.
Практически все российские газеты в понедельник пишут об авиакатастрофе в Самаре. Наиболее интересные цитаты из этих публикаций приводит сайт "Заголовки.ru".
Тем временем авиакомпания UTair подтвердила намерение выплатить родственникам погибших при крушении самолета Ту-134 17 марта в Самаре по 75 тысяч долларов, сообщает РИА "Новости".
"Родственники погибших были проинформированы о том, что расходы, связанные с организацией и проведением похорон, в полном объеме возьмет на себя авиакомпания UTair. Страховые выплаты родственникам погибших составят около 75 тысяч долларов. Выплаты пострадавшим будут зависеть от степени тяжести полученных травм", - подчеркнули в пресс-службе.
В пресс-службе добавили, что по окончании встречи родственники пострадавших выехали в лечебные учреждения, где находятся их близкие. Для прибывших родных и близких из Сургута и Белгорода авиакомпанией UTair организованы транспорт, гостиницы, питание. Врачи и психологи оказывают необходимую помощь.
Продолжают работать "горячие линии" в Тюмени: (3452) 49-24-50, 49-24-51, 49-24-52 и Самаре: (846) 229-51-82.
Списки погибших и пострадавших
Самолет авиакомпании UTair рейса 471, следовавший по маршруту Сургут-Самара-Белгород, в субботу совершил так называемую жесткую посадку в аэропорту Курумоч города Самары. По данным Генпрокуратуры РФ, самолет "во время посадки приземлился за 400 метров до начала взлетно-посадочной полосы". На борту находились 53 пассажира - из них 19 женщин и 4 ребенка, и члена экипажа. При ударе о землю фюзеляж развалился.
"Предстоит выяснить, из-за чего это произошло: была ли ошибка пилота, задел ли самолет крылом что-то в воздухе, произошло ли это из-за тумана или были еще какие-то обстоятельства, - рассказал сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Самарской области Анатолий Карпюк.
Погибли шесть человек:
Виктор Васецкий,
Екатерина Чепрасова,
Николай Чепрасов,
Галина Петросян,
Мария Сорокина и Надежда Углеватая.
Все они сидели на 11-м ряду, по которому прошла линия разлома фюзеляжа, или рядом с ним. Вчера погибших опознали, а сегодня их тела отправят на родину для захоронения. Госпитализированы 27 человек, в их числе члены экипажа.
Пострадавшие (по данным МЧС):
1. Бобылев Владимир (7-я горбольница Самары).
2. Гаан Андрей (больница имени Калинина).
3. Гаврилина Наталья (больница имени Калинина).
4. Глазычев Алексей (больница имени Пирогова).
5. Глазычев Сергей (больница имени Пирогова).
6. Деревянко Наталия (больница имени Калинина).
7. Зубков Олег (командир экипажа, больница имени Калинина).
8. Лопанов Олег (второй пилот, 2-я городская больница Тольятти).
9. Лысак Виталий (больница имени Калинина).
10. Марков Владимир (больница имени Пирогова).
11. Муравьева Лариса (больница имени Семашко).
12. Муратов Александр (бортмеханик, больница имени Калинина).
13. Носенко Олег (больница имени Пирогова).
14. Потешкин Владимир (больница имени Пирогова).
15-16. Пумпулева Светлана (вместе с дочерью Анастасией в больнице имени Пирогова).
17. Рябченко Екатерина (больница имени Семашко).
18. Сизикова Маргарита Сергеевна (вывезена в районную ЦРБ в поселок Красный Яр, телефон 8 (84257) 2-16-31).
19. Спичак Евгений (7-я горбольница).
20. Старков Андрей (7-я горбольница).
21. Тараканов Михаил (больница имени Калинина).
22. Тараканова Ирина (больница имени Калинина).
23. Терентьева Наталья (больница имени Калинина).
24. Хитрова Инга (бригадир бортпроводников, больница имени Калинина).
25. Хорсун Мария (больница имени Калинина).
26. Щербаков Александр (больница имени Калинина).
Первую помощь пострадавшим в катастрофе оказал пожарный расчет. Ликвидировав начавшееся в обломках возгорание, пожарные постарались оказать помощь пострадавшим. Настоящая же спасательная операция началась, по словам пассажиров, спустя минут двадцать после аварии. К этому времени на поле появились медики и спасатели. Они-то и извлекли из-под обломков тела шестерых погибших и стали эвакуировать тяжелораненых.
Компания UTair выделила самолет для доставки родственников пассажиров рейса 471 в Самару, пишет "ГАЗЕТА GZT.ru". Тем же бортом в Сургут доставят и тела погибших.
Обломки разбившегося самолета пролежат на взлетной полосе самарского аэропорта до ближайшего вторника, сообщил глава межведомственной комиссии по расследованию причин происшествия, заместитель министра по транспорту РФ Борис Король.
"Обломки самолета будут убраны в ангар в ближайший вторник, где с ними начнет работу техническая комиссия. Свое заключение о причинах ЧП она даст через несколько месяцев. Хорошим подспорьем в расследовании станет расшифровка бортовых самописцев, которые были отправлены в Москву в воскресенье", - сказал Король.
В понедельник специалисты Межгосударственного авиационного комитета продолжат работу с "черными ящиками". Борис Король ранее сообщил, что "первых результатов расследования можно ожидать где-то дня через два, но объявят их уже не в Самаре, а в Москве".
По факту авиакатастрофы в Самаре областной прокуратурой возбуждено уголовное дело по ст.263, ч.3 УК РФ (нарушение правил безопасности на воздушном транспорте, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц). По словам представителя Генпрокуратуры РФ, "рассматриваются различные версии случившегося, однако предварительная версия - ошибка экипажа".
Сами члены экипажа Ту-134 дают противоречивые показания, отмечает "Коммерсант". Бортмеханик Александр Муратов сообщил, что полет проходил в штатном режиме, никаких отказов техники или неисправностей на самолете не было. Правда, он тут же обратил внимание на то, что в бортовом журнале Ту-134 имелась запись об отказах в работе курсоглиссадной системы. Запись касалась неисправностей, возникавших ранее, а не во время последнего полета этого самолета. Кстати, по некоторым сведениям, в прошлом году тот же Ту-134 из-за отказа в этой системе уже совершал жесткую посадку в Курумыче.
Отметив, что курсоглиссадная система "работала периодически", борттехник предположил, что командир воздушного судна, "сопоставив все за и против, выбрал (при посадке), наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору". По словам Муратова, командир не видел земли и только в самый последний момент понял, что происходит. Он попытался спасти положение - дал взлетный режим и попробовал уйти на второй круг. "Иначе, наверно, было бы еще хуже", - сказал бортмеханик.
Сам командир Зубков, у которого сломана ключица, говорит, что в момент посадки видимость была практически нулевой из-за сильного тумана и что он до последнего не видел землю. А уже в последний момент перевел двигатели на взлетный режим, чтобы избежать столкновения с землей и уйти на второй круг. Члены экипажа считают, что действовали верно ("сделали все возможное"), говорят, что могло быть и хуже, и приносят извинения родственникам погибших и пострадавшим в катастрофе.
После аварии Зубков, находился в ступоре, пишет "Время новостей". По словам пассажиров, пытавшихся расспросить, что же произошло, он постоянно твердил одно и то же: "Почему они мне ничего не сказали..." Возможно, он имел в виду диспетчерскую службу, которая должна была предупредить экипаж не только о плохой видимости, но и о преждевременном снижении.
Курсоглиссадная система (КГС) используется для захода самолета на посадку по приборам. В Ту-134 для этого установлены два бортовых навигационно-посадочных устройства "Курс-МП", дублирующих друг друга. На земле КГС состоит из двух частей: пары курсовых и пары глиссадных радиомаяков, расположенных на взлетно-посадочной полосе. Получая сигналы с них, "Курс-МП" корректирует направление движения самолета.
Эксперты полагают, что, заходя на посадку, экипаж Ту-134 мог обнаружить или по каким-то признакам решить, что навигационная система работает со сбоями. Тогда, не доверяя приборам, командир отключил систему, перейдя на ручное управление. В этом, как говорят сами пилоты, нет ничего криминального - последние 50 метров до взлетно-посадочной полосы летчики обычно доводят машину вручную. Переход на ручной режим был осуществлен, когда Ту-134 уже вышел из низкой облачности, которая в тот день была в районе Курумыча. Однако, продолжая снижаться, самолет попал уже в туман, при этом пилоты, очевидно, сбились с ориентиров.
"Шасси были выпущены, была сильная облачность, туман, но мы, пассажиры, видели землю, - рассказывает Анатолий Огуречников, летевший злополучным рейсом. - Самолет вдруг как будто провалился, было такое ощущение, что пилоты просто потеряли землю. Потом произошел достаточно сильный удар". Эксперты говорят, что если бы "Курс-МП" "врал" с самого начала, то, заходя на посадку, самолет отклонился бы от глиссады. А в данном случае этого не произошло. Отклонение стало результатом действий уже самого экипажа. По словам участников расследования, если бы комплекс вышел из строя (что практически исключено при двойном дублировании), а видимость была критической, то командир экипажа Ту-134 не должен был рисковать, а сразу уйти на второй круг, чтобы дождаться приемлемой погоды или лететь на запасной аэродром.
Ранее представители авиакомпании UTair официально заявили, что потерпевший катастрофу Ту-134 был технически исправен. "Он прошел необходимый предполетный осмотр, во время полета от экипажа также не поступало никаких сообщений о неполадках на борту", - сказал замминистра транспорта. Экипаж также имел все необходимые допуски для выполнения полета.
В связи с этим одной из возможных причин авиакатастрофы представители UTair называют "резкое ухудшение погодных условий в районе аэропорта Курумоч, которое было установлено при контрольном замере немедленно после инцидента".
Об этом же говорят и в региональном управлении по делам ГО и ЧС – летчики сажали самолет практически в условиях нулевой видимости, так как город был окутан густым туманом. Контрольный замер метеоусловий подтвердил плохую видимость, сообщают "Новые известия".
Свидетельства очевидцев: люди буквально летали по салону
Редкий случай - в авиакатастрофе выжил весь экипаж. Хотя в его составе есть и пострадавшие. У бортпроводницы Татьяны Кушнер - черепно-мозговая травма, множество ушибов рук и ног.
"Мне вчера ребята с работы звонили, - рассказывает Татьяна. - Подбадривали: "До ста лет жить будете". Ведь когда разломило фюзеляж, я решила: все, умирать буду, сейчас должен быть взрыв! И взмолилась: Боже, только бы меня не разорвало. Чтобы не лежать без ноги! Но взрыва не случилось. И вот я поползла куда-то... Груда обломков, чьи-то руки-ноги торчат, я ползу и ору машинально: "Прошу вас, соблюдайте спокойствие!" Кто-то из пассажиров даже нашел силы пошутить в ответ: "Да мы спокойны, у нас же все нормально!"
Таня обнаружила в салоне женщину, которая минуту назад повисла на своем кресле на пристегнутом ремне - заклинило застежку. Стюардесса освободила ее, взяла за руку и вытащила наружу. И только там обнаружила, что потеряла туфли и идет по снегу в одних чулках.
"Когда я увидела клубы дыма у хвоста, то вернулась на борт. Пожарных еще не было. Я стала кричать: "Кто тут живой, давайте мне детей!" Но моя помощь была не нужна, там уже работали спасатели. А наш бортпроводник Олег Космачев - бывший военный штурман - смог спасти многих. Я увидела, как он мальчика лет четырех выносил. А один парень, как только сошел на землю, понесся со всех ног к встречающему. Парни прыгнули в машину и унеслись из "Курумоча"!
36-летний второй пилот Андрей Лопанов с места трагедии был отвезен в тольяттинскую больницу, сообщает "Твой день". Первый день после катастрофы он провел в реанимации. Как рассказал лечащий врач-травматолог Геннадий Карпов, у Андрея Аркадьевича сотрясение мозга, ушибленная рана головы и перелом двенадцатого грудного позвонка.
"Это еще нам всем повезло, что самолет сел на "пузо", - говорит Лопанов. - При другом раскладе массовых жертв не избежать было".
Во время пожара на авиалайнере Лопанов, несмотря на полученные травмы, помогал пассажирам покинуть горящий самолет.
"Мы вместе с бортпроводницами помогали пассажирам выпрыгнуть из самолета, когда он плюхнулся, - рассказывает пилот. - Не считайте меня героем! Это наши стюардессы молодцы - спасли многих людей!"
Житель Сургутского района Олег Носенко летел в отпуск в Белгород. А угодил - в Самару, в нейрохирургическое отделение больницы имени Пирогова. В первые минуты после катастрофы выжившие пассажиры едва могли разговаривать с журналистами, и только 37-летний Олег Носенко нашел в себе силы рассказать о случившемся. У Олега - сотрясение мозга, тяжелая рана шеи, ссадины и ушибы, сообщает "Комсомольская правда".
"Все было нормально, самолет прилетал вовремя, - рассказал Олег. - Я сидел в третьем ряду слева около окна. Стюардесса прошла, раздала конфетки. На посадку заходили нормально, ну чуть трясло, но не страшно. А потом вдруг самолет съехал с взлетно-посадочной полосы влево и улетел в открытую степь! Вибрация, вместо того чтобы стихать, начала нарастать. Потом как-то очень сильно тряхнуло, я отключился и очнулся от того, что меня кто-то толкает: "Срочно выбирайся!" Я увидел дыру: переднюю часть фюзеляжа просто оторвало! Выбрался через это отверстие прямо на улицу. Самолет лежал на земле, снега было где-то по колено. За нами приехал автобус. Я дошел сам, тех, кто сильнее пострадал, донесли другие. И уже из аэропорта нас распределили по больницам".
У студентки шестого курса Белгородского университета им. Шухова Жени Кривопусовой в субботу как раз был день рождения, она встречала его в полете. Что делать - летела из Тюменской области, где живет, в Белгород на сессию.
"Прямо рядом со мной все рушилось, люди буквально летали по салону, видимо, уже успели расстегнуть ремни, когда самолет стал садиться, - рассказала Женя. - И я тоже. Но в последний момент успела пристегнуться назад. Поэтому и не получила травм. Теперь буду пристегиваться всегда! Самое неприятное переживание - самолет разрушен, а к нам никто не идет! Из горящего самолета мы спасались сами".
Вадим Титлов, кстати, вообще первый раз в жизни летевший самолетом, не сообщил родным (в Белгороде у него родители и жена с маленькими детьми), что прилетает, - хотел сделать сюрприз. То, что он не только выжил, но и почти не пострадал, - настоящее чудо, ведь одна из частей фюзеляжа разорвалась прямо за его спиной.
"Правое шасси самолета, которое на крыле, зацепило обочину. Пилот попытался поднять машину, но ничего не получилось. Был удар. Потом оторвались шасси, крыло, двигатель. Самолет понесло по взлетной полосе. В конце концов он оказался "вверх ногами". Вскоре слева, там, где крепится крыло, началось возгорание. Мы закидывали огонь снегом еще до приезда пожарных. К нам 20 минут спасатели шли! Я, конечно, понимаю, что туман, но мы все это время на взлетной полосе были! Мы своих соседей вытаскивали! По всему салону нож искали, чтобы разрезать ремни! Я сильно ударился головой и, если бы не кожаная куртка, точно повредил бы спину. Кстати, я еще в Сургуте почувствовал неладное. Этот самолет выглядел так, как будто вот-вот развалится. На крыле самолета я видел ржавчину..."
"Мы все делали сами, - говорит другой пассажир Андрей Беглицин, который летел в Белгород к родителям. - И самолет как могли тушили, и двери открывали, и людей спасали. Ну ничего, мы справились. Хорошо, что все были в сознании. А если бы нет?"
Пассажирам, помогавшим спасать пострадавших, будут вручены государственные награды, сообщил губернатор Самарской области Константин Титов.
"Некоторые пассажиры проявили небывалое мужество. Они, несмотря на свои травмы, помогали выбраться из самолета выжившим. У нас в больнице лежат два брата - четырех и 16 лет. Так вот подросток выбрался из обломков самолета только после того, как нашел своего младшего брата", - сказал губернатор.
"Мы рассматриваем вопрос о представлении некоторых участников спасательной операции к государственным наградам", - добавил он.
Межгосударственная комиссия по расследованию причин происшествия на своем первом заседании также отметила профессиональную работу стюарда Олега Космачева.
По словам заместителя министра по транспорту РФ Бориса Короля, "Олег, рискуя своей жизнью, помогал пострадавшим пассажирам выбираться из под обломков до прибытия спасателей".
За последнее десятилетие с Ту-134 связано более десятка ЧП
Трагедия в самарском аэропорту произошла буквально через неделю после опубликования Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) ежегодного отчета о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. Согласно документу за прошлый год в России в авиакатастрофах погибли 318 пассажиров - это больше, чем за все 10 предыдущих лет гражданских авиаперевозок, отмечает "Время новостей".
По мнению экспертов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), авиакатастрофы в странах СНГ являются следствием трех основных причин: человеческий фактор, старение и неисправность техники, а также неэффективное наземное управление.
Рекордную смертность пассажиров эксперты МАК связывают с понизившимся уровнем квалификации летного состава авиакомпаний. За последние пять лет более 70% авиапроисшествий в небе над СНГ вызвано ошибками пилотов. В частности, все три крупные катастрофы 2006 года (близ Сочи, в Иркутске и в Донецкой области), в которых погибли 408 человек, по заключению экспертов, произошли по вине экипажа.
Устаревшая техника, на которой осуществляются перевозки, впрочем, по признанию специалистов, этим авариям способствовала. Авиакомпании бывшего СССР около 70% перевозок осуществляют на воздушных судах 1960-1970-х годов выпуска, которые выработали значительную часть технического ресурса. Износ искусственных взлетно-посадочных полос, радио- и светотехнического оборудования аэродромов доходит до 80%. Кроме того, с началом 1990-х годов ослаблена система метеорологического обеспечения полетов.
С Ту-134 за последнее десятилетие связано более десятка ЧП. Последняя серьезная авария произошла при взлете из аэропорта "Гвардейское" (в 18 километрах от Симферополя) в июле прошлого года, тогда у самолета загорелись двигатели. На борту была делегация Главного штаба ВМФ России во главе с главнокомандующим адмиралом Владимиром Масориным.
Катастрофа в Самаре дала повод вновь говорить о неудовлетворительном состоянии самолетного парка России, отмечает "Газета". Разбившийся Ту-134 был запущен в серию еще в 1967 году, и в феврале этого года министр транспорта РФ Игорь Левитин объявил о том, что эта машина, как и Ту-154, "морально устарела". Оба эти типа самолетов, заявил министр, в ближайшие пять лет должны быть выведены из парка авиакомпаний.
Некоторые компании уже начали "перевооружение", но сейчас в России по-прежнему используется еще около 260 лайнеров такого типа, заменить которые на данный момент фактически нечем.