Еще в 2001 году кремлевская администрация поручила Минэкономразвития обосновать целесообразность укрупнения российских регионов. Два года коллектив ученых под руководством министра Германа Грефа трудился над поставленной задачей. В начале 2003 года все наработанное передали заказчику. Но в администрации решили не спешить в преддверии президентских выборов.
Но, чтобы понять настроения граждан, одновременно с думскими выборами провели референдум относительно объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Оказалось, что 90 процентов населения высказались "за". Как пишет издание, даже сами авторы идеи удивились - они полагали, что народ предложение отвергнет, но ошиблись. Осознав столь массовую поддержку, кремлевские политтехнологи поняли: процесс объединения абсолютно управляем.
Главы регионов представляют опасность
За годы правления практически все региональные лидеры стали по совместительству региональными олигархами. У каждого из них есть хорошо отстроенный бизнес: свои торговые сети, своя доля в заводах и предприятиях, свои медийные ресурсы. Рано или поздно такая экономическая самостоятельность может привести их и к политической самостийности. Кроме того, как пишет "МН", небольшие регионы полностью контролируются отдельными финансовыми группами. Чукотка - вотчина Абрамовича, Таймыр - "Интерроса", Вологодская область - "Северстали", Липецкая - Новолипецкого металлургического комбината и т.д. Чем меньше регион, тем легче олигарху его узурпировать. Автоматически выстраивается цепочка, благодаря которой олигархи отстаивают свои интересы: свой губернатор-лоббист, свои депутаты в Госдуме, свои представители в Совете Федерации.
А президентская администрация устала лавировать между богатыми и бедными регионами. Одни жалуются, что у них все забирают, другие - что им недодают. Укрупнив же регионы, Кремль рассчитывает одним махом разрубить гордиев узел - выбить из-под губернаторов экономическую базу, подорвать влияние олигархов, а заодно переложить на руководителей новых образований заботы по примирению богатых и бедных регионов.
Спецоперация "третий срок": президент станет председателем ВГС
Как сообщает газета, сам Владимир Путин при обсуждении перспектив объединения регионов в широком кругу единомышленников заявлял следующую позицию: укрупнять регионы надо, но поправки в Конституцию лучше вносить под занавес президентского срока, чтобы действующего президента ни в чем не заподозрили.
По данным источников "МН", перекрой административного деления России (который сам по себе - здравая идея, так как управлять 89 субъектами Федерации сложно) должен стать прикрытием другой операции. Эти укрупнения регионов должны быть закреплены в Конституции. Сначала в нее внесут технические "поправки" относительно, к примеру, Иркутской области, затем, допустим, Магаданской области, вслед - Бурятии. И когда эти изменения будут вноситься, то можно будет внести и изменения, разрешающие президенту баллотироваться на третий срок. Такие планы вынашивает группа силовиков, в которую входят Генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, заместители руководителя кремлевской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов, уточняет издание.
Кроме такого "грубого" варианта "объегоривания", существует более мягкий вариант, позволяющий Владимиру Путину остаться после 2008 года.
Одновременно с изменениями по укрупнению регионов в Конституции предполагается закрепить и статус Госсовета, который сейчас законодательно не оформлен, пишет "МН".
Поскольку Россия - федеративное государство, вполне логично, чтобы именно Госсовет стал главным органом страны. То есть, в России будут президент, премьер-министр, спикеры Совета Федерации и Госдумы, лидеры политических партий, но над всем этим - Высший государственный Совет.
К окончанию своего второго президентского срока, т.е. к 2008 году, Владимир Путин вполне может возглавить этот новый орган. По данным газеты, заготовлено и подходящее название для его новой должности - Председатель ВГС.
Новые 8 регионов России возглавят доверенные лица
По данным "МН", заместители руководителя администрации Владислав Сурков и Александр Абрамов уже нарисовали карту нового административного деления и прикинули, кого в какой округ откомандировать. В настоящее время, как известно, существует 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В принципе, можно было объединить субъекты Федерации по уже существующей схеме. Но кремлевские стратеги смекнули, что тогда непросто будет отправить в отставку полпредов президента. А по замыслу институт полпредов должен быть ликвидирован.
В какой-то момент в Кремле решили объединить регионы, ориентируясь на военные округа. Но испугались обвинений Запада, что в России создаются оплоты диктатуры. Потом территорию страны хотели поделить на 10-11 округов, но и от этой идеи пришлось отказаться. Выяснилось, что столько надежных людей для работы на местах просто нет. Дело в том, что при составлении новой карты кремлевские технологи большей частью ориентировались на личности, а не на географические особенности региона.
В итоге округов осталось восемь. Планируется, что в Дальневосточный округ войдут Камчатка, Чукотка, Магадан, Хабаровский край, Приморье, Сахалин, Еврейская автономная область. На дальневосточный форпост министр обороны Сергей Иванов лоббирует кандидатуру своего извечного оппонента - начальника Генштаба Анатолия Квашнина, чтобы убрать его подальше из столицы.
Забайкальский округ объединит Якутию, Бурятию, Амурскую, Читинскую и Иркутскую области. Один из самых богатых регионов, в котором есть даже алмазы, обещали новому министру природных ресурсов Юрию Трутневу. Если, конечно, он хорошо зарекомендует себя в правительстве.
Енисейский округ: Таймыр, Эвенкия, Тува, Хакасия, Красноярский край. Сюда планируют перебросить Сергея Шойгу. Для тувинца Шойгу это родные места.
Сибирский округ: Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский, Омская, Томская, Новосибирская, Тюменская, Кемеровская, Свердловская, Челябинская области, Алтай. Его должен возглавить кемеровский губернатор Аман Тулеев. В Кремле исходили из того, что во главе основного нефтеносного региона должен быть человек, не связанный с нефтяниками и абсолютно лояльный власти.
Северо-Западный округ соберет Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую, Калининградскую области, Карелию, Ленинградскую область с Санкт-Петербургом. На этот округ пока рассматриваются два претендента: губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полпред президента Илья Клебанов.
Центральный округ: Смоленская, Тверская, Ярославская, Брянская, Ивановская, Курская, Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Белгородская, Московская области и Москва. Руководство им, вероятно, вверят полпреду президента Георгию Полтавченко.
Волжский округ: Нижегородская, Костромская, Ульяновская, Пензенская, Кировская, Пермская области, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Башкирия, а также Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. Здесь на хозяйстве останется Сергей Кириенко. Хотя сам Кириенко давно рвется на большую работу в Москву, решено пока попридержать его в глубинке.
Южный округ охватывает Калмыкию, Дагестан, Ростовскую область, Краснодарский край, Ставрополь, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Ингушетию, Республику Адыгея и Чечню. Сюда назначенца еще не присмотрели, все будет зависеть от ситуации в Чечне, пишут "МН".
Фрадков в роли камикадзе
У губернаторов готовящиеся перемены энтузиазма, естественно, не вызовут: у них выбивают почву из-под ног. В конце концов они, конечно, капитулируют, так как понимают, что в противном случае повторят судьбу фрондирующего бизнеса. Практически на каждого есть толстая папка с компроматом. Но прежде предстоит тяжелая схватка: кремлевские администраторы не собираются трепать себе нервы, роль камикадзе они отводят новому премьеру Михаилу Фрадкову.
По данным "МН", уже в ближайшее время проект укрупнения регионов будет направлен в аппарат Белого дома. При этом в администрации говорят: "Фрадков - временщик. Ему терять нечего. Пусть поработает на хозяина, чтобы к 2008 году Путину было куда уйти".