По мнению Ясина, Владимир Путин - либерал "примерно в той же мере, в какой им был Пиночет". "Президент думает, что можно построить либеральную экономику в политически авторитарном государстве, - говорит Ясин. - Он пришел к власти после периода, отмеченного глубоким расстройством в экономике и в политике. Политическая ситуация стабилизировалась, и нужно, чтобы Россия перешла к следующему этапу. Конечно, она может жить за счет нефти, но она не сможет развиваться лишь на одной этой базе. Чтобы дать толчок инновационной экономике, необходим достаточно высокий уровень индивидуальной свободы. Короче, нужно демократическое общество! Было бы лучше, если бы вместо пиночетовской системы Кремль избрал в качестве модели постфранкистскую Испанию: экономика страны была очень слабой, но благодаря демократии она достигла расцвета".
"В своем новом правительстве Владимир Путин сохранил двух либеральных министров, убежденных сторонников реформ: это Алексей Кудрин, глава Минфина, и Герман Греф, министр экономического развития и торговли, - продолжает Евгений Ясин. - Оба пользуются влиянием и принадлежат к команде, близкой к президенту. Если бы Владимир Путин не оставил их на своих постах, меня бы это встревожило. Но в этой стране правительство выполняет роль технического исполнителя. Оно является креатурой президента и должно проводить политику, выбранную Кремлем. Так что все будет зависеть от воли Путина. Новое правительство более компактно, чем предыдущие: в нем 17 министерств вместо 30. Владимир Путин надеется, что это позволит уменьшить бюрократию, а значит, и коррупцию. Но с коррупцией можно бороться лишь при двух типах политического режима - жестокой репрессивной диктатуре или демократии. В отсутствие демократического контроля бюрократы сами не пойдут на ограничение своих полномочий".
Ясин выразил сомнение в том, что после выборов будет "достигнуто соглашение" между Кремлем и бывшим главой НК ЮКОС Михаилом Ходорковским, арестованным по обвинению в уклонении от уплаты налогов. "Все будет зависеть от того, захочет ли Михаил Ходорковский уступить и заплатить за свое освобождение, - полагает бывший глава Минэкономики. - До сих пор он проявлял отвагу и стремился сохранить прежде всего свою честь. Его арест был ключевым моментом в первый срок президентства Путина. Это не столько уголовное дело (ибо обвинения, выдвинутые против него, построены на песке), сколько проявление конфликта между бюрократией и бизнесом, между административным ресурсом и капиталом. Михаил Ходорковский не был удобной мишенью, так как он одним из первых разыграл карту транспарентности и активно инвестировал средства в гражданское общество. Путин не понял этой ситуации. Мир бизнеса тут же утратил доверие к власти. Конечно, пока этого не заметно: поскольку экономика чувствует себя хорошо, бизнесмены не хотят упускать случая делать деньги, а потому продолжают делать вид, что ничего не случилось. Но они знают, что их капитал все время находится под угрозой".
Евгений Ясин предположил, что Путин "будет проводить целый ряд реформ: это и модернизация ЖКХ, и развитие рынка недвижимости, и реформирование энергетики. Эти секторы взаимосвязаны, так как все они относятся к тем отраслям, которые пока еще не открыты для рыночной экономики. Сейчас они находятся в порочном круге: цены низки, потому что они приспосабливаются к уровню доходов большинства россиян (окладам чиновников, доходам пенсионеров), а госбюджет не получает достаточно денег именно потому, что в экономике отсутствует достаточная конкуренция".
"Все эти реформы потребуют времени. Владимир Путин может инициировать их подобно тому, как запускают ракеты: это создаст динамику. Конечно, президент может проводить все это (например, реформировать пенсионную систему или создавать рынок недвижимости) в рамках сильного государства. Но эти реформы будут более эффективными, если будут проводиться в условиях демократии, откуда и проистекает ее важность. На сегодняшний день Путин скорее стремится укреплять свою власть, нежели строить рыночную демократию", - резюмировал Ясин.