Стеклянная "Башня Мира" на Сенной площади Санкт-Петербурга пошла трещинами
fontanka.ru
Стеклянная "Башня Мира" на Сенной площади Санкт-Петербурга пошла трещинами. Длинная продольная трещина пересекает три верхних стеклянных блока этого сооружения и делит каждый из них приблизительно пополам. Наиболее глубокие повреждения в самом нижнем из них - он находится на высоте около десяти метров над землей, сообщает "Фонтанка.ru".

Осколки пока еще не осыпаются, но эксперты, опрошенные изданием, сходятся во мнении - рано или поздно это произойдет, и считают безумием саму идею водружать высотные сооружения из стекла в центре города на Неве. Это сооружение было установлено в дни празднования 300-летия города и сопровождалось многочисленными скандалами. Башня состоит из двух прозрачных стеклянных полусфер, на которых выгравировано слово "мир" на 50 языках. В то же время в ГУП "Ленсвет", на балансе которого находится Башня, заявляют, что стекло дало трещины из-за высокой температуры воздуха в городе, но повреждения не критичны.

- Госэкспертиза разрешила "украсить" исторический центр Петербурга 400-метровой башней "Газпрома"
- Жара "вытянула" Рижскую телебашню до самой высокой в Европе

"Из-за жарких дней, высоких температур стекло с одной стороны дало трещины, ведь стекло, как и всякий твердый материал, в тепле расширяется. Скорее всего, при монтаже были неверно рассчитаны тепловые зазоры", - сообщили в понедельник "Интерфаксу" в ГУП "Ленсвет".

По данным ведомства, повреждения на "Башне Мира" некритичные, трещины появились на одном из слоев материала. "Стекло там - аналог лобового стекла на автомобилях. Два слоя остались целыми", - подчеркнул собеседник агентства. При этом, по его словам, реставрация или замена стекла могут быть начаты только после издания соответствующего распоряжения и выделения средств, а при реставрационных работах необходимо будет учесть, что подобная погода с высокими температурами в Петербурге может повториться.

"Башня Мира" находится в ведении администрации Адмиралтейского района города. На баланс этого ведомства она была передана 19 мая 2003 года - сразу после вручения Петербургу этого "французского" подарка. Впрочем, обвинять райадминистрацию в разрушении башни не стоит: по мнению экспертов, появление трещин вполне закономерно - рано или поздно они должны были появиться, пишет "Фонтанка.ru".

"Похоже, что вибрации от метро дают себя знать, - сообщили изданию в Музее городской скульптуры, как только узнали о проблеме. - Такого результата следовало ожидать". "Чтобы точно определить причину, разумеется, надо осмотреть объект, но судя по характеру трещин, их появление вызвано именно вибрациями, - оценила фотографии треснувшей башни начальник отдела качества "Российской стекольной компании" Людмила Немыкина. - К счастью, стекла не разлетелись". Впрочем, по ее мнению, самым лучшим выходом из ситуации будет демонтаж башни, поскольку осколки начнут осыпаться уже в ближайшее время.

Еще один эксперт, Александр Калухин, управляющий директор по технической диагностике группы компаний "Городской центр экспертиз", полагает, что трещины могли появиться и из-за вибрации, и из-за климатических условий, мало подходящих для стеклянного строительства, а также - из-за некачественного исполнения проекта. Ошибку при эксплуатации эксперт полагает менее вероятной.

Появление "Башни Мира" в Петербурге сопровождалось скандалами и было не слишком желанным подарком, отмечает издание. Это архитектурное сооружение было включено в "юбилейный набор" к трехсотлетию города, и первоначально его появление было анонсировано как дар французского правительства Северной столице. Генеральный комиссар Генерального комиссариата по участию Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга Марек Хальтер (по совместительству супруг автора работы, скульптора Клары Хальтер, - прим. "Фонтанка.ru"), неоднократно заявлял в СМИ, что башня выполнена для Петербурга по соглашению с тогдашним президентом Жаком Шираком. Планировалось, что Ширак будет присутствовать на торжественном открытии нового памятника в Петербурге.

Позднее выяснилось, что этот подарок - частная инициатива и правительство Франции не имеет к нему никакого отношения. Информацию об этом МИД Франции разместил на своем официальном сайте. Изменение статуса подарка могло повлечь за собой новые проблемы: крупные таможенные пошлины. Но этот вопрос обошли, оформив башню при доставке как "гуманитарный груз", отмечает издание.

Шли споры и по поводу размещения памятника. Против появления башни на Сенной возражала и культурная общественность, и многие политики, и местные жители. Однако победило мнение сторонников башни, в число которых входил и Иван Уралов, на тот момент занимавший пост главного художника Петербурга. По их мнению, сооружение в стиле "хай-тек" придало современную ноту классическому звучанию центра. Тем более, что и название будущего памятника было созвучно прежнему наименованию Сенной площади (и станции метро) - в советские времена она называлась "Площадь Мира".

Протестующих при этом успокаивали - сооружение временное, конструкция разборная, и если окажется, что подарок категорически не вписывается в окружающую среду, башню всегда можно будет перенести на другое место. Однако, когда в мае 2004 года представители общественности во главе с народным артистом России Кириллом Лавровым попытались поднять вопрос о переносе, им объяснили, что переместить башню с Сенной, конечно, можно, но, во-первых, дорого, а денег у города нет, во-вторых, обидится правительство Франции.

Справка.

"Башня Мира" открыта на Сенной площади 27 мая 2003 года в честь 300-летия города. Архитектурное сооружение из стекла с внутренней и наружной подсветкой. Высота около 17,5 метра, диаметр 3 метра.

В основании конструкции стелы располагается гранитный эллипс, на котором установлен двухметровый цоколь из нержавеющей стали. Из него вверх восходит массивная металлическая структура, покрытая слегка изогнутыми прозрачными стеклянными пластинами. На этих пластинах на 32 языках мира с использованием 14 алфавитов написано слово "мир".

Идея создания этого произведения архитектуры принадлежит французскому скульптору Кларе Хальтер. Архитектором проекта является Жан-Мишель Вильмот. Общая стоимость проекта - примерно 1,5 млн евро. Изготовлен памятник на спонсорские средства.