ЮКОСом было принято решение о защите активов компании от судебных приставов в ходе осуществления решений по искам, выигранным у ВНК компанией "Биркенхольц". "Было принято решение об обмене акций "Томскнефти" и Ачинского НПЗ с баланса ВНК на какой-то другой актив, чтобы защитить его от ареста", - сказал Голубович.
В конце 90-х ОАО ВНК отказалась от условий невыгодного договора, согласно которому общество должно было выкупить у компании "Биркенхольц" 6% акций ОАО Ачинского НПЗ за сумму, в разы превышающую их рыночную стоимость. Арбитражным судом сделка позже была признана недействительной. "Биркенхольц" обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании средств в связи с неоплатой пакета акций Ачинского НПЗ.
"Биркенхольц" при этом в суде пыталась обратить долг на акции, а не на деньги. В руководстве ЮКОСа посчитали, что таким образом может произойти рейдерский захват компании. Голубович рассказал в суде, что разработанная схема обмена была направлена против этого.
Следствие при этом утверждает, что акции "Томскнефти" и Ачинского НПЗ, которые принадлежал ВНК, поменяли на более дорогие акции ЮКОСа. Следствие полагает, что цены на акции были искусственно изменены. "Ни я, ни мои сотрудники не ставили целью занизить стоимость акций, тогда все они упали в цене после дефолта. Это был эквивалентный обмен, а занизить или завысить стоимость акций сложно", - отметил свидетель в суде. "Это был справедливый обмен, на тот момент у меня не возникало сомнений", - сказал он.
Прокурор Валерий Лахтин уточнил, почему впоследствии возник вопрос о неравномерности этого обмена. По словам свидетеля, данное мнение появилось у следствия при работе над уголовным делом.
Как сообщил Голубович, в дальнейшем в руководстве ЮКОСа ему предложили выехать за границу и сказали, что его могут привлечь по уголовному делу об обмене акций ВНК.
При этом он опроверг собственные показания, данные ранее прокуратуре, отмечает "Новай газета". Бывший финансовый директор ЮКОСа заявил, что предложение уехать за границу носило рекомендательный характер, и что служба безопасности компании никогда ему не угрожала. Между тем в своих показаниях на следствии Голубович утверждал обратное, отмечает издание.
Голубович вернулся в Россию в начале 2007 года. До этого ему было заочно предъявлено обвинение в соучастии в ряде преступлений, и он был объявлен в международный розыск. Суд Тосканы (Италия) отказался удовлетворить запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Голубовича, и бывший топ-менеджер ЮКОСа принял добровольное решение о возвращении в Россию. Сразу после его возвращения в СМИ появились сообщения, что нахождение Голубовича за границей могло быть небезопасным.
В конце 2005 года Ходорковский и Лебедев были этапированы в колонии для отбытия назначенного им Мещанским судом Москвы наказания по первому уголовному делу. Однако в 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму уголовному делу, и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. По приговору этого суда экс-глава НК ЮКОС и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП были осуждены на 9 лет заключения каждый, однако позже Мосгорсуд снизил наказание до 8 лет.
По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей.
Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму. Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре.