Улучшение по всем фронтам отношений России и Китая проходит на фоне беспрецедентных военных учений. "Мирная миссия - 2005" - это не невинная отработка миротворческих навыков как утверждается в названии. Эти учения отражают значительное углубление военных отношений между бывшей супердержавой и страной, стремящейся стать таковой, и поэтому за ними будут пристально следить США.
Если бы эти военные учения действительно носили миротворческий характер, то для них не потребовалось бы отрабатывать высадку морского десанта и использовать боевые подводные лодки и российские стратегические бомбардировщики. Это беспрецедентное сотрудничество армий Китая и России - еще один признак сокращающегося политического влияния Вашингтона на западном побережье Тихого океана, пишет The Financial Times (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Между тем Пекин и Москва постоянно подчеркивают, что учения не направлены против третьей страны, но эти заверения не успокоили Тайвань, вокруг которого сосредоточено китайское военное развитие. Пекин, который посягает на суверенитет Тайваня, давно угрожает вторжением на остров, если он попытается формализовать свою фактическую независимость, пишет The Financial Times в другой своей статье.
"По существу учения это следующий шаг в развитии отношений, которые начались со сближения в начале 1990-х годов", - говорит Роберт Карниол, региональный редактор еженедельника Jane's Defence Weekly.
Китайские СМИ утверждали, что восьмидневные учения с участием почти 10 тыс. военнослужащих помогут подготовиться к будущей китайско-российской борьбе с "терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом". Информационное агентство Xinhua процитировало начальника китайского генштаба Ляня Гуангли, заявившего, что учения повысят способность России и Китая совместно бороться с "международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом".
Использование слова "сепаратизм" заставляет предположить, что одна из целей Китая – это отработать вторжение на Тайвань, остров, который Пекин считает изменнической провинцией, или, по крайней мере, продемонстрировать, что Китай со всей серьезностью намерен добиваться реализации своих претензий.
Китайское агентство процитировало также Сергея Гончарова, высокопоставленного российского дипломата в Пекине, который сказал, что цель учений – подготовка к совместной борьбе против террористов, сепаратистов и экстремистов. Такие группировки представляют растущую угрозу для членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда также входят Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Подобные комментарии усилят опасения американских наблюдателей по поводу того, что укрепление китайско-российских связей является потенциальной угрозой господству Вашингтона в Азии, считает Financial Times. ШОС уже пытается играть более заметную дипломатическую роль и в июле потребовала от США установить сроки вывода своих войск из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Эти военные учения, имеющие историческое значение, могут быть истолкованы как сигнал Вашингтону: образуется новая ось, соглашается немецкая Die Welt. Обе страны хотят ограничить влияние США в Центральной Азии, для чего они используют Шанхайскую организацию сотрудничества. Не называя США открыто, Путин и Ху Цзиньтао в июне критически заметили, что ни одна страна в мире не имеет права на господствующее положение. С одной стороны, США сближаются с Японией, с другой стороны, Китай налаживает отношения со своими бывшими соперниками. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
С политической точки зрения, это символическое для обеих сторон мероприятие имеет ограниченное значение. Главным их адресатом являются Соединенные Штаты, также констатирует немецкое издание Frankfurter Allgemeine. Усилия Москвы и Пекина направлены на ограничение, а может, - на исключение американского присутствия в Средней Азии. В этом они могут полагаться на поддержку большинства местных властителей (перевод на Inopressa.ru).
Однако, как пишет Financial Times, аналитики полагают, что вероятность совместной операции китайской и российской армий в обозримом будущем невелика. "Значение китайско-российских учений не следует преувеличивать. Россия не станет воевать на стороне Китая, и у Китая хватит ума не просить Россию воевать на его стороне", – заявил профессор международных отношений в китайском Университете Фудан Шен Диньли.
Нельзя говорить о возрождении конфликта между Востоком и Западом в Азии, так как интересы очень разнообразные, пишет Die Welt. Япония тоже хочет получить доступ к российской нефти, и Москва не против. России тоже невыгодно, чтобы Китай слишком усилился, у двух государств существует еще достаточно предметов для конфликта. На сцену также выходит Индия, с которой в настоящий момент все хотят наладить хорошие отношения.