Документ, зарегистрированный в базе данных нижней палаты парламента, предполагает внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".
В частности, таковыми предлагается считать "ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты лиц (организаций и (или) физических лиц), местом регистрации, жительства или нахождения которых является иностранное государство, и (или) иностранных структур без образования юридического лица".
Также к "иностранным финансовым инструментам" хотят причислить доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или нахождения которых является иностранное государство, а также имущество иностранных структур без образования юрлица.
К этому же понятию предлагается отнести договоры займа, если хотя бы одна из сторон договора является лицом или организацией с заграничной "пропиской" или регистрацией и (или) иностранная структура без образования юрлица.
Это же понятие распространяется на доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого являются вышеупомянутые лица или организации.
Также в законопроекте прописан запрет на прямое и косвенное - через третьих лиц - владение и пользование иностранными финансовыми инструментами.
В начале апреля агентство РБК сообщило, что спустя три года после введения запрета Министерство финансов РФ подготовило законопроект, конкретизировав "иностранные финансовые инструменты", которыми чиновникам и депутатам нельзя будет владеть и пользоваться "косвенно, через третьих лиц". Эксперты указывали, что такая формулировка потенциально включает всех - "и бывших жен, и совершеннолетних детей чиновников".
Эксперты напоминали о случаях, когда чиновники разводились с женами с передачей им большей части своего имущества. Так, в 2014 году оппозиционный политик Алексей Навальный обвинил заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова в фиктивном разводе после принятия закона, запрещающего чиновникам владеть иностранными активами. По сведениям Навального, Ликсутов продал активы своей жене, гражданке Эстонии. При этом сам Ликсутов заявлял, что развелся с женой и что у него нет активов, которые бы не соответствовали российскому законодательству.
Под понятие "иностранная структура без образования юридического лица" могут попасть фонды, трасты, партнерства, товарищества и т. п., в которых также возможно укрывать активы в обход действующего запрета.
Предполагается, что в случае принятия законодательных изменений нарушение запретов будет грозить госслужащим увольнением, а депутатам - потерей мандатов. Если Госдума одобрит документ, новый закон вступит силу через полгода после его официальной публикации.