Последних податели заявления называют "насадителями морали "Шулхан Аруха" (старого свода правил для религиозных евреев).
Как сообщил "Интерфаксу" один из авторов обращения в прокуратуру публицист Михаил Назаров, параллельно продолжился сбор подписей под требованием запретить еврейские организации: к настоящему моменту их собрано уже 15 тыс.
Ранее прокуратура уже отказалась проводить проверку еврейской религиозной литературы (в частности, книги "Кицур Шулхан Арух", свода галахических законов, изданных в XVI веке), равно как и возбуждать уголовное дело в отношении тех, кто требовал эту проверку провести, обвиняя еврейские религиозные организации в экстремизме.
"Проверка по данному делу велась под личным контролем генерального прокурора, и мы отдаем должное его понятному стремлению примирить конфликтующие стороны без принятия мер уголовного характера", - заявил "Интерфаксу" Назаров.
По его словам, авторы письма "были бы готовы к такому примирению, если бы еврейская сторона сделала к этому конкретные ответные шаги на основе соблюдения действующего законодательства РФ".
В частности, считает Михаил Назаров, иудеи должны отказаться от преподавания "Шулхан Аруха" в еврейских учебных заведениях, а "носителям данной морали" предложено добровольно уйти с влиятельных постов в структурах государственной власти и в СМИ.
- Кто такой Михаил Назаров
- Антисемитские происшествия в России
- Антисемитизм в Госдуме
В январе Генеральная прокуратура получила запрос с просьбой начать расследование в отношении еврейских организаций в России, которых обвинили в разжигании национальной розни путем распространения религиозных текстов. Под петицией подписались 500 человек, причем 20 из них являются депутатами Госдумы. Она стала известна как "письмо пятисот".
Авторы запроса, именующие себя "русскими патриотами", вскоре отозвали его обратно. Однако месяц спустя запрос был направлен вновь - на этот раз под ним стояло уже 5000 подписей.
10 июня Генеральная прокуратура заявила, что "Кицур Шулхан Арух" ранит чувства неевреев, но в то же время нет причины проводить уголовное расследование против еврейской организации, которая занималась распространением этой книги. Но в конце июня прокурор дал распоряжение пересмотреть это мнение и вернуться к этому делу.
Дело об издании в "Кицур Шулхан Арух" было возвращено в Басманную прокуратуру "для проведения дополнительных проверочных действий" на наличие в книге признаков расизма и антирусских высказываний. В конце июня в прокуратуру был вызван на допрос раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). Там пояснили, что пригласили Когана для того, чтобы поговорить о книге, в которой изложен свод галахических законов, в рамках предварительного расследования в отношении КЕРООР и его руководства, которым может быть предъявлено обвинение в "разжигании национальной розни" (статья 282 УК РФ, предусматривает до 5 лет лишения свободы).
Следователи прокуратуры задали Когану вопросы о том, кто занимался переводом, изданием и распространением галахической книги в России. Все это шокировало и разгневало российские еврейские организации. "Мы пытаемся выяснить, что стоит за таким решением прокуратуры", - сказал главный раввин России Берл Лазар. По словам главного раввина Москвы Пинхаса Гольшмидта, действия прокуратуры "привели его в изумление".
Председатель Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт рассказал "Известиям": "Эта книга издавалась столетиями. И в царской России, где прошла цензуру, и в Европе, и в США. И нигде не было попыток привлечь за ее распространение к суду. И лишь в гитлеровской Германии "Кицур Шульхан Арух" использовали для антисемитской пропаганды. Возможно, некоторые положения этой книги кажутся некорректными, но они были написаны в дохристианские времена, когда евреи жили среди язычников, и были язычники, использовавшие до христиан "перекрещенные палки". Евреи никогда не считали христиан идолопоклонниками".
Об этом же говорит и президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер, расценивший решение Басманной прокуратуры как возмутительное: "Сейчас эта книга просто культурологическая ценность. Я не считаю, что решение московской прокуратуры отражает позицию Генпрокуратуры. Я много раз встречался с генеральным прокурором Устиновым и его позицию оцениваю позитивно. А она заключается в необходимости создания единой системы духовных ценностей. Мы, конечно, стараемся преследовать антисемитов и в каждом конкретном случае. Но надо понимать - этим волну антисемитизма не собьешь".
28 июня прокуратура Басманная прокуратура Москвы приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). По сведениям Ha'aretz, решение о прекращении проверки было принято по итогам встречи заместителя главы израильского правительства Эхуда Ольмерта, который находился в тот момент с официальным визитом в Москве, с премьер-министром России Михаилом Фрадковым. На переговорах Ольмерт сказал, что Израиль ждет от российского руководства решительных мер по противодействию антисемитизму, а не только осуждения на словах, сообщает газета.
Со своей стороны, Федерация еврейских общин России ранее заявила о готовности подать иск в прокуратуру в отношении авторов антисемитских заявлений.
В частности, исполнительный директор ФЕОР Валерий Энгель заявлял журналистам: "С юридической точки зрения обвинить в разжигании национальной ненависти авторов "письма 5000" довольно трудно. Но, кроме этого письма, было и немало других посланий, которые оскорбляли честь, достоинство и подрывали деловую репутацию евреев".
По его словам, ФЕОР собирается серьезно изучить все эти послания и добиться привлечения их авторов к ответственности.
В частности, отметил Энгель, не так давно прозвучали обвинения в адрес красноярской еврейской общины в том, что она якобы была причастна к убийству пяти детей.
Со своей стороны, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод напомнил, что президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер недавно подал в суд иск против авторов "письма 5000".
В мае Московское бюро по правам человека, Фонд "Холокост" и российская секция Международного общества прав человека направили письмо генеральному прокурору РФ Устинову с требованием возбудить дело по статье 282 УК РФ в отношении Михаила Назарова.
К уголовной ответственности Назарова требуют привлечь за то, что он в течение последних 5 лет публикует книги и статьи антисемитского содержания. Авторы письма просят Генеральную прокуратуру проанализировать книгу Назарова "Тайна России", выпущенную в 1999 году, статью "Фашизм от Шулхан-Арух", опубликованную в газете "Завтра" в 2002 году, и последнюю статью "Жить без страха иудейска!".
"Возвращение в XIII век"
Расследование в России в отношении "Кицур Шулхан Арух", свода еврейских законов, с целью установить, не является ли этот текст расистским подстрекательством, заставило профессора Исраэля Яакова Юваля, который занимается изучением еврейско-христианских отношений в Средние Века, заговорить о "возвращении в XIII век".
Все те, кто, как и Юваль, знакомы с еврейской историей, могут только изумляться, глядя на это возвращение в Средневековье. Расследование в отношении еврейской зонтичной организации в России по факту распространения перевода книги на русский язык, является лишь последним инцидентом в истории, полной атак на другие еврейские религиозные книги, содержащие фразы, которые, как утверждается, направлены "против неевреев". Эти инциденты обычно приводили к массовому сжиганию книг, погромам и антисемитским указам.
Наиболее известный случай произошел в Париже еще в 1240 году, когда еврейский отступник Николя Донин пожаловался на направленные против неевреев фразы в Талмуде. (Отступники часто фигурировали в бедах, обрушиваемых на евреев, так как именно они могли рассказать христианам о Талмуде все). Римская католическая церковь приказала провести религиозный диспут, своего рода публичный суд, во время которого евреям пришлось защищать свои священные тексты от христиан. Спустя некоторое время Папа приказал изъять копии Талмуда и отдал их монахам-доминиканцам для изучения.
В течение десяти лет после этого указа по всей Европе было сожжено немало экземпляров Талмуда. В 1241 году во Франкфурте вспыхнули спровоцированные этим еврейские бунты. Но в 1247 году евреи смогли достичь соглашения с Папой Иннокентием IV о том, что Талмуды больше не будут жечь.
В 1413 году еще один еврейский отступник Иегошуа Халорки из Испании выступил с такими же обвинениями. И снова евреев призвали на публичный суд в городе Тортоса. Суд, который длился два года, изучал "ошибки и ересь и оскорбления для христианской религии", содержащиеся в Талмуде. Суд окончился постановлениями, дискриминирующими евреев.
В 1509 году в Германии Иоганн Пфефферкорн, также перешедший в христианство из иудаизма, снова обрушился на Талмуд. Но на этот раз евреев защищал христианский ученый Иоганн Ройхлин, который утверждал, что Талмуд полон свидетельств, подтверждающих истинность христианской веры. На этот раз Талмуд избежал костра.
Не вызывает никаких сомнений, что еврейский закон (Галаха), особенно в том виде, в котором он представлен в Талмуде, относится к евреям и неевреям по-разному. Этот контраст особенно очевиден в книге "Мишна Тора", составленной Маймонидом, в которой он структурировал все галахические наставления Талмуда. Например, нееврею запрещено изучать Тору и соблюдать шаббат, так как это священные элементы еврейской жизни; и приговором для неевреев, которые нарушают эти предписания, является смерть. Согласно другим постановлениям, евреи не должны возвращать предметы, потерянные неевреями. Их следует возвращать только для поддержания хороших отношений.
Работы по Каббале и писания тех, кто находился под влиянием Каббалы, содержат еще более существенные разграничения между евреями и неевреями. В XX веке раввин Авраам Исаак Кук писал, что "разница между душой еврея и душами всех неевреев, независимо от их уровня, больше и глубже, чем разница между душой человека и душой животного".
"Шулхан Арух", свод галахических законов, составленный в XVI веке, в действительности считается довольно "чистым", свободным от такого рода комментариев и постановлений. Однако кое-где они все же встречаются, например, правило (на которое российские националисты, вероятно, и ссылаются) о том, что "ребенок нееврейки не должен появляться на свет в шаббат", так как это приведет к нарушению святости шаббата, а ее нельзя нарушать ради нееврея".
Юваль, профессор еврейско-христианских отношений, говорит, что "Шулхан Арух" подвергался редакции еврейских и христианских цензоров, особенно после появления печатной аппаратуры, что позволяло более строго контролировать содержание до издания книги.
Внутренняя и внешняя цензура усилилась после публикации кодекса еврейского закона, говорит Юваль, и "Кицур (сокращенный) Шулхан Арух", предмет российского расследования, содержит гораздо меньше комментариев по поводу неевреев, чем его предшественник.
"Впервые я сталкиваюсь с полемикой, направленной против "Шулхан Арух", – замечает он.
Еврейские комментаторы издавна пытались снять клеймо с предписаний против неевреев. Еще в XIII веке раввин Менахем Хамеири писал, что подобные постановления не распространяются на монотеистические религии, такие, как христианство и ислам, и верны только в отношении идолопоклонников. В любом случае обсуждением еврейских законов должны заниматься сами евреи, без участия генпрокурора России. Вопрос же, который требует реакции, это возвращение к самой мрачной форме антисемитизма.