В Израиле хотят понять, обусловлен ли этот шаг антисемитскими настроениями в российских правоохранительных органах, или же расследование начато по указанию Кремля, сообщает Haaretz. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
Во вторник первый заместитель главы израильского правительства Эхуд Ольмерт, находящийся с визитом в России, заявил, что во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным попросит разъяснений по поводу начатой Генпрокуратурой РФ проверки. "Если объяснения Путина окажутся неудовлетворительными, я выскажу ему очень неприятные слова в адрес российского руководства, - сказал Ольмерт. - Речь идет о нападках на иудаизм, и этот вопрос важнее политических и экономических связей с Россией". Встреча Ольмерта с Путиным была запланирована на 28 июня. Как пишет ИА "Курсор", речь на ней должна пойти о подписании соглашения об экспорте необработанных алмазов в Израиль.
Дело об издании в "Кицур Шулхан Арух" было возвращено в Басманную прокуратуру "для проведения дополнительных проверочных действий" на наличие в книге признаков расизма и антирусских высказываний. В минувший четверг в прокуратуру был вызван на допрос раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). Там пояснили, что пригласили Когана для того, чтобы поговорить о книге, в которой изложен свод галахических законов, в рамках предварительного расследования в отношении КЕРООР и его руководства, которым может быть предъявлено обвинение в "разжигании национальной розни" (статья 282 УК РФ, предусматривает до 5 лет лишения свободы).
Следователи прокуратуры задали Когану вопросы о том, кто занимался переводом, изданием и распространением галахической книги в России. Все это шокировало и разгневало российские еврейские организации. "Мы пытаемся выяснить, что стоит за таким решением прокуратуры", - сказал главный раввин России Берл Лазар. По словам главного раввина Москвы Пинхаса Гольшмидта, действия прокуратуры "привели его в изумление".
В израильском правительстве считают, что тому факту, что Когана допрашивали в прокуратуре, необходимо придать самую широкую огласку. Допрос еврейского религиозного лидера на предмет содержания религиозного трактата расценивается правительством как "событие, которое нельзя забыть еще долгое время, десятки лет".
Накануне спикер Кнессета Реувен Ривлин начал пленарное заседание с того, что осудил действия российской Генпрокуратуры: "Мы в Кнессете внимательно следим за этим делом - и в связи с нашей обеспокоенностью, и в связи с абсолютным нежеланием мириться с серьезными проявлениями антисемитизма, подобными этому делу".
В глазах представителей Израиля ситуация ухудшается еще и потому, что российское внешнеполитическое ведомство проигнорировало требования дать объяснения факту допроса раввина Зиновия Когана в прокуратуре. По предположению ряда израильских политиков, "Кремль ожидает от Израиля каких-либо жестов в обмен на то, что Россия прекратит расследование".
Председатель Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт рассказал "Известиям": "Эта книга издавалась столетиями. И в царской России, где прошла цензуру, и в Европе, и в США. И нигде не было попыток привлечь за ее распространение к суду. И лишь в гитлеровской Германии "Кицур Шульхан Арух" использовали для антисемитской пропаганды. Возможно, некоторые положения этой книги кажутся некорректными, но они были написаны в дохристианские времена, когда евреи жили среди язычников, и были язычники, использовавшие до христиан "перекрещенные палки". Евреи никогда не считали христиан идолопоклонниками".
Об этом же говорит и президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер, расценивший решение Басманной прокуратуры как возмутительное: "Сейчас эта книга просто культурологическая ценность. Я не считаю, что решение московской прокуратуры отражает позицию Генпрокуратуры. Я много раз встречался с генеральным прокурором Устиновым и его позицию оцениваю позитивно. А она заключается в необходимости создания единой системы духовных ценностей. Мы, конечно, стараемся преследовать антисемитов и в каждом конкретном случае. Но надо понимать - этим волну антисемитизма не собьешь".
Такого же мнения придерживаются и некоторые российские аналитики. Антон Носик, известный российский независимый журналист, считает, что возникшая ситуация выгодна Кремлю. По мнению Носика, Кремль потребует за прекращение расследования высокую цену.
"Когда вы просите Кремль оказать вам услугу, Кремль попросит ответную услугу от вас", - говорит Носик. Он считает, что это расследование не может проводиться по приказу "сверху", так как прокуратура в данном случае ведет себя слишком непоследовательно.
В январе Генеральная прокуратура получила запрос с просьбой начать расследование в отношении еврейских организаций в России, которых обвинили в разжигании национальной розни путем распространения религиозных текстов. Под петицией подписались 500 человек, причем 20 из них являются депутатами Госдумы.
Авторы запроса, именующие себя "русскими патриотами", вскоре отозвали его обратно. Однако месяц спустя запрос был направлен вновь - на этот раз под ним стояло уже 5000 подписей. 10 июня Генеральная прокуратура заявила, что "Кицур Шулхан Арух" ранит чувства неевреев, но в то же время нет причины проводить уголовное расследование против еврейской организации, которая занималась распространением этой книги. Но в минувшую среду прокурор дал распоряжение пересмотреть это мнение и вернуться к этому делу.
"Возвращение в XIII век"
Расследование в России в отношении "Кицур Шулхан Арух", свода еврейских законов, с целью установить, не является ли этот текст расистским подстрекательством, заставило профессора Исраэля Яакова Юваля, который занимается изучением еврейско-христианских отношений в Средние Века, заговорить о "возвращении в XIII век". (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
Все те, кто, как и Юваль, знакомы с еврейской историей, могут только изумляться, глядя на это возвращение в Средневековье. Расследование в отношении еврейской зонтичной организации в России по факту распространения перевода книги на русский язык, является лишь последним инцидентом в истории, полной атак на другие еврейские религиозные книги, содержащие фразы, которые, как утверждается, направлены "против неевреев". Эти инциденты обычно приводили к массовому сжиганию книг, погромам и антисемитским указам.
Наиболее известный случай произошел в Париже еще в 1240 году, когда еврейский отступник Николя Донин пожаловался на направленные против неевреев фразы в Талмуде. (Отступники часто фигурировали в бедах, обрушиваемых на евреев, так как именно они могли рассказать христианам о Талмуде все). Римская католическая церковь приказала провести религиозный диспут, своего рода публичный суд, во время которого евреям пришлось защищать свои священные тексты от христиан. Спустя некоторое время Папа приказал изъять копии Талмуда и отдал их монахам-доминиканцам для изучения.
В течение десяти лет после этого указа по всей Европе было сожжено немало экземпляров Талмуда. В 1241 году во Франкфурте вспыхнули спровоцированные этим еврейские бунты. Но в 1247 году евреи смогли достичь соглашения с Папой Иннокентием IV о том, что Талмуды больше не будут жечь.
В 1413 году еще один еврейский отступник Иегошуа Халорки из Испании выступил с такими же обвинениями. И снова евреев призвали на публичный суд в городе Тортоса. Суд, который длился два года, изучал "ошибки и ересь и оскорбления для христианской религии", содержащиеся в Талмуде. Суд окончился постановлениями, дискриминирующими евреев.
В 1509 году в Германии Иоганн Пфефферкорн, также перешедший в христианство из иудаизма, снова обрушился на Талмуд. Но на этот раз евреев защищал христианский ученый Иоганн Ройхлин, который утверждал, что Талмуд полон свидетельств, подтверждающих истинность христианской веры. На этот раз Талмуд избежал костра.
Не вызывает никаких сомнений, что еврейский закон (Галаха), особенно в том виде, в котором он представлен в Талмуде, относится к евреям и неевреям по-разному. Этот контраст особенно очевиден в книге "Мишна Тора", составленной Маймонидом, в которой он структурировал все галахические наставления Талмуда. Например, нееврею запрещено изучать Тору и соблюдать шаббат, так как это священные элементы еврейской жизни; и приговором для неевреев, которые нарушают эти предписания, является смерть. Согласно другим постановлениям, евреи не должны возвращать предметы, потерянные неевреями. Их следует возвращать только для поддержания хороших отношений.
Работы по Каббале и писания тех, кто находился под влиянием Каббалы, содержат еще более существенные разграничения между евреями и неевреями. В XX веке раввин Авраам Исаак Кук писал, что "разница между душой еврея и душами всех неевреев, независимо от их уровня, больше и глубже, чем разница между душой человека и душой животного".
"Шулхан Арух", свод галахических законов, составленный в XVI веке, в действительности считается довольно "чистым", свободным от такого рода комментариев и постановлений. Однако кое-где они все же встречаются, например, правило (на которое российские националисты, вероятно, и ссылаются) о том, что "ребенок нееврейки не должен появляться на свет в шаббат", так как это приведет к нарушению святости шаббата, а ее нельзя нарушать ради нееврея".
Юваль, профессор еврейско-христианских отношений, говорит, что "Шулхан Арух" подвергался редакции еврейских и христианских цензоров, особенно после появления печатной аппаратуры, что позволяло более строго контролировать содержание до издания книги.
Внутренняя и внешняя цензура усилилась после публикации кодекса еврейского закона, говорит Юваль, и "Кицур (сокращенный) Шулхан Арух", предмет российского расследования, содержит гораздо меньше комментариев по поводу неевреев, чем его предшественник.
"Впервые я сталкиваюсь с полемикой, направленной против "Шулхан Арух", – замечает он.
Еврейские комментаторы издавна пытались снять клеймо с предписаний против неевреев. Еще в XIII веке раввин Менахем Хамеири писал, что подобные постановления не распространяются на монотеистические религии, такие, как христианство и ислам, и верны только в отношении идолопоклонников.
В любом случае обсуждением еврейских законов должны заниматься сами евреи, без участия генпрокурора России. Вопрос же, который требует реакции, это возвращение к самой мрачной форме антисемитизма.