Экономический кризис, набирающий обороты в России, начинает влиять практически на все области деятельности россиян и, естественно, не мог обойти стороной такую крайне важную для некоторых категорий граждан сферу, как благотворительность
Фото NEWSru.com
Экономический кризис, набирающий обороты в России, начинает влиять практически на все области деятельности россиян и, естественно, не мог обойти стороной такую крайне важную для некоторых категорий граждан сферу, как благотворительность. Ведь именно от жертвователей зачастую зависит здоровье и даже жизнь людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, у которых нет средств на лечение. Как констатируют некоторые представители благотворительных фондов, в последнее время, на фоне углубления кризиса, начался ощутимый спад пожертвований от юридических лиц. Индивидуальные жертвователи, напротив, активизировались.

Ситуацию радиоведущему Русской службы BBC Севе Новгородцеву в его программе "БибиСева" прокомментировала Катя Бермант, директор благотворительного фонда "Детские сердца", помогающего детям с врожденными пороками сердца и сосудов. Отвечая на вопрос, может ли "паника отключить людей от благотворительности", она предположила, что это вряд ли случится с теми, для кого регулярные взносы на благотворительность стали "насущной потребностью".

Как считает Бермант, панику можно пресечь подробными объяснениями, что происходит, потому что люди "не чумеют от ужаса", если с ними разговаривать. Глава "Детских сердец" пояснила, что хотя фонд не зависит от долларов, потому что все 99,9% дарителей - из России, однако он зависит от закупок медицинского оборудования из-за рубежа на валюту. Для решения проблемы фонд будет расширять "поле жертвующих", сказала Катя Бермант. По ее оценке, самой большой проблемой благотворительных фондов является то что они "лишены канала коммуникаций".

В свою очередь Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам "Вера" и дочь главного создателя первого московского хосписа Веры Миллионщиковой, сообщила порталу Miloserdie.ru, что в их фонде начался спад пожертвований от юридических лиц - "еще не в разы, но уже ощутимо". По словам Федермессер, частные жертвователи, наоборот, в последнее время активизировались. Она объясняет это особенностями национального характера - народ РФ "устроен странным образом: когда тухло, он сплачивается". Крупные корпорации, вроде "Русгидро", Московской валютной биржи или "Открытия", не изменили своей политики и продолжают сотрудничество с фондом.

Как поведала Нюта Федермессер, цены на оборудование, препараты, расходные материалы, закупаемые фондом, пока не выросли, несмотря на то, что закупки производятся в валюте. Сохранилась в полной мере и ежемесячная материальная помощь семьям неизлечимо больных детей и сотрудникам самих хосписов.

Федермессер посетовала, что фонд не может начать экономить, потому что "мы же не коммерческая структура, тут мы не ради своей прибыли работаем". Выход для своего фонда она видит только в интенсификации фандрайзинга (сбор средств для своей деятельности, которые организация не может обеспечить самостоятельно). У благотворительных фондов просто нет выхода, кроме как искать средства на реализацию своих проектов, отметила она.

Глава благотворительного фонда "AdVita" Елена Грачева подтвердила порталу Miloserdie.ru, что организация ощущает спад пожертвований в последнее время. Она предположила, что уровень пожертвований будет продолжать падать. Цены на лекарства и расценки на медицинские обследования пока не растут, так как их фиксируют на год, но в будущем этот процесс неизбежен, считает Грачева.

"Мы понимаем, что удержать падение сборов мы не сможем: сначала посыплются юридические жертвователи, потом физические (у нас их примерно поровну). Единственный выход - увеличивать количество жертвователей", - сказала Грачева. По ее версии, фонды "потеряют" тех, "у кого еще нет ни этой привычки, ни этой философии" - жертвовать, а также тех, кто только собирался включиться в благотворительность.

Руководитель фонда "Детские сердца" Катя Бермант отметила, что они пока не зафиксирован спада пожертвований, но уже почувствовали удорожание своих нужд - на операции за рубежом требуется намного больше средств, чем два-три месяца назад. Она прогнозирует падение пожертвований в феврале - после "похмельного" января. А до Нового года, наоборот, пройдет вал предложений о помощи и благотворительных ярмарок. Еще одна проблема - планы большинства жертвователей уехать из страны.

Активисты собирают подарки к Новому году нуждающимся

Тем временем активисты продолжают благотворительные акции в преддверии Нового года. На днях сообщалось, что, вероятно, будет отменена отправка подарков обитателям домов престарелых Калужской области в связи с тем, что "грузить и дарить вообще нечего". Однако активистка общественной организации "Старость и радость" Лиза Олескина в начале этой недели отчиталась в Facebook, что целая "Газель" с подарками калужским бабушкам и дедушкам все же была собрана. Еще одна "Газель" с подобным грузом отправится в Вышний Волочек. Ранее подарки активисты послали подарки в дома престарелых Брянщины и в Вязьму Смоленской области.

Олескина призвала продолжить сбор подарков, чтобы к субботе их хватило для отправки в Ржев, Товарково под Тулой и в Первомайский район Тамбовской области. Всех желающих ждут каждый день с 10 утра по адресу: Москва, улица Шухова, 17, корпус 2. В подарок можно положить: сладкое (батончики/мармелад/пастила/зефир в коробке), календарь на 2015 год (размером не более 50 см), новогоднюю открытку с нейтральным обращением, маленькое полотенце, ночную рубашку х/б (для бабушек, от 48 размера) или футболку х/б (для дедушек, от 52 размера), шерстяные носки. Отдельно можно принести подгузники размеров L или XL, одноразовые пеленки, влажные салфетки, сладости для диабетиков, новогодние украшения для палат и елок, журналы со сканвордами.