Стали известны новые подробности трагического инцидента 8 ноября на атомной подводной лодке "Нерпа", в результате которого 8 ноября погибли 20 человек, а еще 21 был госпитализирован
Вести
Стали известны новые подробности трагического инцидента 8 ноября на атомной подводной лодке "Нерпа", в результате которого погибли 20 человек, а еще 21 был госпитализирован.

Как стало известно "Коммерсанту" из источников, близких к следствию, эксперты, расшифровав информацию блока "Ротор", подтвердили, что система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) на АПЛ была запущена вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго отсека.

Следствие пришло к выводу, что задержанный по делу трюмный матрос-контрактник Дмитрий Гробов произвел калибровку датчика из любопытства или от скуки. Как вспоминают, Дмитрий испытывал к системе большой интерес. Как-то при учебной тревоге даже интересовался у гражданских специалистов, можно ли запустить ЛОХ вручную. По всей видимости, наконец у него появилась возможнось проверить это, когда он заступил на вахту.

Как рассказал источник "Комсомольской правды", реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик, матрос поменял на 78. Система же настроена так, что уже при 64 градусах начинает подозревать пожар. Однако машина попросила подтверждения, включать ли ЛОХ.

Раньше в подобной ситуации появлялся сигнал на центральном пульте управления, и только при подтверждении пожара оттуда подавался фреон в отсек. На новейших системах фреон подается даже по запросу с локального пульта. Температура, которую показывал датчик, резко возросла, система пожаротушения, получив неверные температурные данные, пустила газ фреон, который убил людей.

Как говорит капитан 1 ранга Алексей Суханов, естественно, в системе есть "защита от дураков". Даже если матрос ввел все данные, система должна запросить подтверждение ввода. Судя по всему, матрос и нажал его.

Как сообщалось ранее, следствие уже вызывало на допрос командира трюмного отделения Алексея Васильева, который видел, как Гробов нажимает на кнопки пульта, и почему-то ничего не предпринял. И после трагедии рассказал об увиденном не сразу - ведь он нес персональную ответственность за действия своего подчиненного. Пока Васильев проходит по делу в качестве свидетеля.

Однако сослуживцы Гробова предполагают, что матрос просто ошибся, выполняя приказ командиров, а те его не проверили. Сослуживцы говорят, что он опытный матрос со стажем – служит по контракту с 2003 года, поэтому не мог производить какие-то манипуляции с аппаратурой, не осознавая их последствий, а показания следствию им даны под давлением.

Как выяснилось, поменять калибровку было легко любому, ведь код доступа к пульту управления была написан на нем карандашом – это было сделано, так как на лодке в момент трагедии проводились испытания кодовой системы гражданскими специалистами. В ходе следственного эксперимента на борту "Нерпы", которая находится сейчас у причала завода "Восток" в Большом Камне, Гробов повторил все свои манипуляции с локальным пунктом управления.

Гробов был задержан 13 ноября. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам"). Как сообщает "Коммерсант", родители матроса, живущие в поселке Магинск Караидельского района Башкирии, отказались что-либо говорить о его деле. Как сказал отец Дмитрия Михаил Гробов, они "получили предупреждение от московской генпрокуратуры, чтобы ни с кем не общаться и не обсуждать эти вопросы".

Официальных комментариев от следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не поступало.