Следствие задержало второго вахтенного матроса с "Нерпы"
НТВ
Утром в пятницу появилась информация о том, что задержано уже два матроса с подводной лодки "Нерпа", оба - вахтенные. Накануне Следственный комитет при прокуратуре объявил матроса главным виновником трагедии: он, по версии следствия, включил систему пожаротушения, из-за чего газом фреон насмерть были отравлены 20 человек. Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, выдержав паузу, опроверг задержание второго подозреваемого. Но и по поводу первого у наблюдателей много вопросов: подозрения у юристов вызывает стремительный ход следствия, а у специалистов-подводников - то, как один человек мог включить подачу газа из двух отсеков сразу.

Газета "Коммерсант" называла имена задержанных: первым был Дмитрий Гробов, а после, во время похорон погибших, задержали Алексея Васильева, сообщило издание.

Официальный представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин сообщил вчера, что виновный - один из матросов, который действовал "без всякого на то основания". Но подводники с АПЛ "Нерпа" не верят в виновность сослуживца и считают, что признательные показания он дал под давлением.

Версия вызывает сомнения и у конструкторов АПЛ. "Специалисты завода предполагают, что один человек эту систему включить не мог. Однако точно утверждать это можно будет лишь после завершения всех экспертиз", - заявила агентству "Интерфакс" в пятницу пресс-секретарь Амурского судостроительного завода Марина Радаева. По ее словам, "в составе специалистов судостроительного предприятия, которые отправились в Большой Камень, исполняющий обязанности главного инженера и главный инженер АСЗ, члены отдела технического контроля и те, кто работал над системами подлодки, испытывал их". Первые результаты, вероятно, будут в понедельник, сообщила она.

Напомним, инцидент на АПЛ "Нерпа" произошел поздно вечером 8 ноября. В результате аварии погибли 20 человек - трое военнослужащих и 17 гражданских лиц - членов сдаточной команды. По данным российских военных, на борту лодки в момент аварии находились 208 человек, из которых лишь 81 - военнослужащий.

СКП опроверг задержание второго подозреваемого

В Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ, выдержав паузу, не подтвердили информацию о задержании якобы второго подозреваемого по делу о чрезвычайном происшествии на АПЛ "Нерпа" в Японском море.

"Информация о задержании второго подозреваемого по данному делу не соответствует действительности. В качестве подозреваемого по этому делу проходит и задержан один человек - матрос, член экипажа", - заявил "Интерфаксу" в пятницу официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Все остальные лица вызываются к следователям в качестве свидетелей.

Эксперты: выводы о виновности делать преждевременно

Гендиректор Амурского судостроительного завода Анатолий Адаменя говорит, что обнародованная информация преждевременная, поскольку "еще не все экспертизы завершены". Он является членом госкомиссии, расследующей обстоятельства аварии.

Поспешностью выводов следствия встревожены и в Общественной палате РФ. "Вызывает определенное беспокойство тот факт, что Следственный комитет так быстро определился с виновным в этой трагедии", - заявил "Интерфаксу" в четверг глава профильной комиссии палаты, известный адвокат Анатолий Кучерена.

"Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита). Я давно с ним служу - с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте", - заявил накануне один из офицеров "Нерпы" "Интерфаксу".

Мичман Денис Кошеваров заявил "Коммерсанту": "Я могу понять версию человеческого фактора, если с одного отсека запустить фреон на себя. Но фреон поступал с двух отсеков - первого и второго. Чтобы человек запустил систему сразу в двух отсеках, он должен быть фокусником".

Рабочие судостроители, в свою очередь, рассказали, что для того чтобы запустить систему ЛОХ вручную непосредственно в отсеке, нужно открыть поочередно около десятка клапанов. "Вряд ли матрос смог бы это сделать по неведению или тем более случайно".

Капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ проектов 675 и 667Б, говорит, что "несанкционированно запустить фреон в жилой отсек мог либо идиот, либо диверсант": "Это наша российская традиция - находить козла отпущения. Государству невыгодно признавать, что у нас есть проблемы с технологиями и производством. Тем более если оружие поставляется за границу". АПЛ "Нерпа" готовилась для продажи в Индию.