За последний год в России стало меньше сирот, однако их число по-прежнему велико: на учете в федеральном банке данных числятся 104 тыс. детей. Раньше сообщалось о 118 тыс. и 106 тыс
Reuters
За последний год в России стало меньше сирот, однако их число по-прежнему велико: на учете в федеральном банке данных числятся 104 тыс. детей. Раньше сообщалось о 118 тыс. и 106 тыс. При этом ситуация с усыновлением остается по-прежнему серьезной, отмечают специалисты.

Данные о численности сирот в РФ озвучили на прошедшей в понедельник в Москве международной конференции, посвященной решению проблем сиротства. Как сообщила на ней представитель департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова, в минувшем году в России было выявлено 68,8 тыс. детей-сирот.

82% детей-сирот были устроены в замещающие семьи (усыновительские, опекунские, приемные), 18% - направлены в приюты, цитирует Романову ИТАР-ТАСС.

Между тем всего, по данным Романовой, на учете в федеральном банке данных находится 104 тыс. детей-сирот. Подавляющее большинство из них (свыше 80%) уже довольно взрослые (старше семи лет, что, как известно, снижает шансы на усыновление), а также дети-инвалиды и дети, имеющие кровных братьев и сестер, отметила представитель Минобрнауки.

68% детей из банка данных - дети старшего возраста от 10 до 18 лет, 41% - дети-инвалиды, уточнила глава Департамента социальной защиты Москвы Алла Дзугаева. Она также заметила, что детей "с хорошей родословной" в детских домах практически нет, а если они и появляются, то тут же оказываются востребованными приемными родителями. Для устройства же остальных детей необходимо придумывать новые способы. Находить для них семьи просто "через красивые ролики" слишком сложно, отметила Дзугаева.

На конференции озвучили и другие неутешительные цифры - о количестве россиян, лишенных родительских прав. По данным Романовой, в 2013 году таковых было 40 тыс. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12% - в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5% - за злоупотребление родительскими правами.

Учитывая эти данные, утверждать, что в России в скором времени не останется детских домов, было бы наивно, прокомментировала ситуацию первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.

Отметим, что вопрос сиротства в России обострился в прошлом году после принятия так называемого "сиротского закона", запрещающего усыновление российских сирот гражданами США. Этот закон вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом.

В конце ноября 2013 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отмечал, что ситуация с количеством усыновляемых в России детей улучшается, хотя в Совете Федерации РФ говорили об обратном.

В конце года, впрочем, в правительстве отчитались о незначительном улучшении сиротского вопроса. Так, вице-премьер Ольга Голодец сообщала, что если до принятия сиротского закона в российском банке данных для усыновления было 118 тысяч сирот, то в декабре 2013 года их численность составила 106,9 тысяч.

Уменьшение числа сирот в банке вице-премьер связала непосредственно с действием принятого закона, предположив, что развернувшиеся вокруг него дебаты "сподвигли общество повернуться к сиротам лицом". В результате многие семьи приняли решение взять на воспитание ребенка из приюта, замечала Голодец, которая поначалу выступала против законопроекта.

Впрочем, еще в марте Голодец была среди тех, кто считал ситуацию с сиротством в России весьма плачевной. Так, она отмечала, что цифра в 118 тыс. сирот для России "очень большая", а число усыновленных детей растет очень медленно.