Генпрокуратура РФ направила накануне в Мосгорсуд дело о попытке бывшего члена Совета федерации от Калмыкии Левона Чахмахчяна получить мошенническим путем 300 тысяч долларов у главы совета директоров авиакомпании "Трансаэро"
RTV International
Генпрокуратура РФ направила накануне в Мосгорсуд дело о попытке бывшего члена Совета федерации от Калмыкии Левона Чахмахчяна получить мошенническим путем 300 тысяч долларов у главы совета директоров авиакомпании "Трансаэро" Александра Плешакова. Делу присвоен гриф "совершенно секретно" и оно будет слушаться в закрытом режиме, пишет газета "Коммерсант".

Адвокат экс-сенатора Борис Кузнецов не явился в прокуратуру для подписания протокола ознакомления с делом, так как после предъявления обвинения в разглашении гостайны уехал из страны и, по его словам, "скрывается в Евразии".

Согласно обвинительному заключению, подписанному старшим следователем Генпрокуратуры по особо важным делам Рафаилом Кметем и утвержденному замгенпрокурора Виктором Гринем, в преступлении участвовали шесть человек. В апреле 2006 года руководитель отдела информтехнологий "Трансаэро" Дмитрий Тюрин привел к главе совета директоров "Трансаэро" Александру Плешакову некоего Максима, который предложил за 3 млн долларов "решить вопрос" об исключении из готовящегося акта проверки Счетной палаты упоминание о том, что "Трансаэро" должно заплатить в госбюджет порядка 300 млн долларов ввозных таможенных пошлин за 17 самолетов иностранного производства. Затем тот же Тюрин привел к шефу "знакомого предпринимателя" Александра Стульбу, с которым, по словам Плешакова, они "сговорились на 1,5 млн долларов". В свою очередь, Стульба познакомил Александра Плешакова с ключевой фигурой в сделке членом Совета федерации Левоном Чахмахчяном.

- Адвокат экс-сенатора, обвиненный в разглашении гостайны, бежал в Евразию

С Чахмахчяном глава "Трансаэро" встречался всего два раза - в ресторане "Пушкин" и в офисе Плешакова. По версии прокуратуры, они якобы договорились, что 300 тысяч долларов Чахмахчян получит наличными, а остальные 1,2 млн будут перечислены авиакомпанией на счета двух указанных сенатором компаний по фиктивному договору о проведении возглавляемой господином Чахмахчяном Ассоциацией российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС) рекламной кампании будущих полетов "Трансаэро" в Ереван. По версии следствия, в регистрации двух фирм-однодневок по утерянному паспорту участвовали зять Чахмахчяна Армен Оганесян, работавший помощником аудитора Счетной палаты, и главбух АРАДЕС Игорь Арушанов. По версии прокуратуры, они купили этот паспорт на Черкизовском рынке в Москве. Оганесян и Арушанов находятся под стражей с июня 2006 года, сам же Чахмахчян был арестован полгода спустя.

Согласно сообщению, "2 июня 2006 года Чахмахчян и другие участники преступной группы прибыли в служебное помещение авиакомпании, где при передаче части денег (300 тысяч долларов наличными) их преступные действия были пресечены сотрудниками ФСБ России". 23 июня 2006 года Совет Федерации проголосовал за досрочное снятие полномочий с члена палаты Чахмахчяна.

Напомним, что дело Чахмахчяна тянется уже более года. В начале июня 2006 года при Чахмахчяне, тогда - члене Совета Федерации, представлявшем там парламент Калмыкии, была найдена крупная сумма денег. Зять Чахмахчяна был арестован, но в отношении самого сенатора следственных действий не производилось, поскольку он пользовался парламентской неприкосновенностью. Но в скором времени решением Народного Хурала Калмыкии Чахмахчян был отозван из Сената, а затем и сам Совет Федерации проголосовал за лишение Чахмахчяна депутатской неприкосновенности. Первого февраля этого года Чахмахчян был задержан, и по решению Басманного районного суда до сих пор находится под стражей. В начале февраля Генеральная прокуратура предъявила ему обвинение в хищениях в особо крупном размере, а впоследствии - и в мошенничестве.

В марте этого года Верховный Суд признал законным арест Чахмахчяна по предъявленным ему обвинениям. 22 июня следствие по делу Чахмахчяна Генеральная прокуратура закончила и передала дело на ознакомление обвиняемому и защите.

По мнению адвоката, арест Чахчахчяна был незаконным, поскольку вышеуказанное заключение Верховного суда России не вступило в законную силу.

Адвокат экс-сенатора, обвиненный в разглашении гостайны, бежал в Евразию

Адвокат Чахмахчяна Борис Кузнецов подал заявление в Конституционный суд о признании незаконным решения судьи Верховного суда Анатолия Бризицкого, давшего 23 мая 2006 года санкцию на прослушивание телефонных разговоров действующего сенатора. К заявлению он приложил фотокопию справки из ФСБ с грифом "секретно", из которой следовало, что телефонные переговоры члена СФ Левона Чахмахчяна прослушивались с 22 мая 2006 года, при том что Верховный суд дал санкцию на прослушивание лишь 23 мая.

Конституционный суд в феврале 2007 года отказал в принятии к рассмотрению жалобы Бориса Кузнецова, признав, что в компетенцию КС не входит определение того, были ли затронуты гарантии парламентской неприкосновенности Чахмахчяна. Вскоре после вынесения данного решения на имя председателя Конституционного суда Валерия Зорькина поступило письмо от руководителя ФСБ Николая Патрушева, который просил выслать ему полностью судебное дело по жалобе Бориса Кузнецова. КС направил дело Патрушеву, после чего глава ФСБ обратился в Генпрокуратуру с просьбой привлечь адвоката к уголовной ответственности за разглашение секретной справки. Оттуда дело спустили в прокуратуру Москвы, а та обратилась в суд за снятием адвокатского иммунитета с Кузнецова с целью возбудить против него дело о "разглашении гостайны".

11 июля Тверской суд Москвы разрешил прокуратуре Москвы возбудить против Кузнецова уголовное дело по подозрению в разглашении содержания секретной справки ФСБ о прослушивании члена Совета федерации Левона Чахмахчяна. Сам адвокат заявил, что невиновен и подвергается "преследованию со стороны ФСБ за профессиональную деятельность".

Адвокат Кузнецова Роберт Зиновьев сообщил журналистам, что "согласно закону, возбудить уголовное дело против моего доверителя смогут только тогда, когда решение суда вступит в законную силу". Он отметил, что решение суда будет обжаловано, и "вступит в силу только после решения кассационной инстанции". Согласно закону, у сторон есть 10 дней со дня оглашения решения на его обжалование в кассационные инстанции.

По некоторым данным, после оглашения приговора Кузнецов покинул Россию. "Я решил не находиться в России. Не потому, что я их боюсь, не потому, что я боюсь, что меня арестуют, посадят, осудят - это все ерунда, это седьмое уголовное дело, которое в жизни против меня возбуждали. Просто, сидя в Лефортово, я вряд ли смогу оказать помощь моим клиентам и вряд ли могу даже себя защищать эффективно", - заявил Кузнецов в интервью журналу The New Times. Он подтвердил, что тайно уехал из страны. Разглашать свое нынешнее местонахождение Кузнецов не собирается, потому что может подвести людей, которые помогли ему выехать за пределы России. Кузнецов лишь признался, что находится "на территории Евразии".

В минувшие выходные загородный дом, в котором осталась семья Кузнецова, был ограблен.